ВИФЛЕЕМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В Вифлееме, в храме (базилике) Рождества Христова, находится Чудотворная Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы. Образ расположен в нескольких метрах справа от спуска в Пещеру Рождества Христова, у стены, в деревянном киоте.
Эта икона особо отличительна тем, что Пресвятая Дева изображена на ней улыбающейся, тогда как традиционно в иконографии Богородица обычно изображается серьезной, скорбной или умиляющейся.

[Дальше...]
Посмотрите, Она улыбается! Точно улыбается! – две паломницы подходят ближе к иконе, падают на колени. В глазах – и удивление, и благодарность, и слезы. В так называемом «русском» приделе храма, где рядом с Вифлеемской иконой Божией Матери висит и Ее Тихвинский образ, такие открытия случаются едва ли не ежечасно.

Это действительно очень необычно. Ты чувствуешь, как невероятно близка Богородица. Кажется, что эта мягкая улыбка, озаряющая лик Божией Матери, лично тебе дарует надежду на помощь и заступничество перед престолом Всевышнего. И где, как не в этом святом месте, излить свою душу перед Царицей Небесной, очистить ее покаянными слезами.
Хочется знать об этой иконе все. Где она была написана, как попала в этот храм, из чего сделана ее мерцающая в отблеске свечей золотистая риза?
По одной из версий, которую часто озвучивают местные экскурсоводы, Вифлеемская икона Божией Матери имеет самое непосредственное отношение к России. Ее привезла на Святую Землю великая княгиня Елизавета Федоровна и передала в храм Рождества Христова. Вскоре после этого Елизавете Федоровне приснилась Божия Матерь и сказала, что Ей холодно. Великая княгиня решила «согреть» Богородицу своим лучшим парадным платьем, повелев изготовить из него ризу для иконы.

По другой версии, Елизавета Федоровна тяжело заболела и молилась перед этим образом об исцелении. Когда болезнь миновала, она в знак благодарности «одела» икону в парчовую ризу, щедро украсив ее драгоценными камнями.
Но в Елисаветинско-Сергиевском просветительском обществе, куда мы обратились за комментариями, связь этой иконы с именем великой княгини не подтверждают. Гораздо больше указаний на то, что парчовая риза была дарована русской императрицей Марией Александровной – супругой Александра II. Но когда, при каких обстоятельствах? Неизвестно.

Хочется знать об этой иконе все. Где она была написана, как попала в этот храм, из чего сделана ее мерцающая в отблеске свечей золотистая риза?
По одной из версий, которую часто озвучивают местные экскурсоводы, Вифлеемская икона Божией Матери имеет самое непосредственное отношение к России. Ее привезла на Святую Землю великая княгиня Елизавета Федоровна и передала в храм Рождества Христова. Вскоре после этого Елизавете Федоровне приснилась Божия Матерь и сказала, что Ей холодно. Великая княгиня решила «согреть» Богородицу своим лучшим парадным платьем, повелев изготовить из него ризу для иконы.

По другой версии, Елизавета Федоровна тяжело заболела и молилась перед этим образом об исцелении. Когда болезнь миновала, она в знак благодарности «одела» икону в парчовую ризу, щедро украсив ее драгоценными камнями.
Но в Елисаветинско-Сергиевском просветительском обществе, куда мы обратились за комментариями, связь этой иконы с именем великой княгини не подтверждают. Гораздо больше указаний на то, что парчовая риза была дарована русской императрицей Марией Александровной – супругой Александра II. Но когда, при каких обстоятельствах? Неизвестно.
Реставраторы, работавшие с иконой, наиболее вероятным временем ее написания называют конец ХVIII века. Можно ли утверждать, что она была создана в России? Вряд ли. По манере письма икона наиболее близка к греко-арабскому стилю. Очень похожий образ Божией Матери можно увидеть в храме Иакова, брата Господня в Иерусалиме.
Есть еще одно предположение, объясняющее, как икона оказалась в Вифлееме. Согласно этой версии, первоначально образ находился в алтаре каталикона Гроба Господня. Но в 1808 году в храме Воскресения случился сильнейший пожар. В огне тогда не устояли даже каменные колонны, обрушился купол. Однако часть святынь все же удалось спасти. Среди них – большое Распятие и улыбающийся образ Божией Матери, которые перенесли в Вифлеем. После устранения последствий пожара Распятие вернули на прежнее место, а икона «прижилась» в храме Рождества Христова.

Вифлеемская икона Богородицы относится к весьма распространенному типу — «Одигитрия», то есть «указывающая путь». Первая «Путеводительница», как считается, была создана евангелистом и апостолом Лукой. Сама Царица Небесная благословила его на это. С тех пор икон этого типа создано великое множество. К нему относятся:Смоленская; Тихвинская; Казанская и многие другие.
Богословское значение Вифлеемской иконы общее с аналогичными. Царица Небесная здесь выступает в роли Путеводительницы. Она наставляет, направляет верующих на путь. Делается это посредством жеста. Указывая на Христа, Святая Мария подчеркивает, что только через веру в Него, как в Господа, можно спасти свою душу. То есть Иисус и является дорогой, которая ведет в райские обители.
Так это или нет, достоверно неизвестно. Сведений о Вифлеемском образе крайне мало, да и те весьма противоречивы. Но бесспорно одно: Богородица не оставляет нас, грешных. Это понятно по богатым дарам, украшающим чудотворную икону в Вифлееме, и по тому живому отклику, который она вызывает в душе у каждого, кто приносит перед ней свои горячие молитвы.

Уже в наше время Вифлеемская икона прославилась многими чудотворениями. Она очень почитается в Палестине, причем не только христианами, но и мусульманским населением, а также многочисленными паломниками со всего мира.
Как сообщает православная газета «Благовест», в 1927 г. Лампада перед иконой начала сильно раскачиваться, что было предупреждением о надвигающемся бедствии - большом землетрясении.
По сложившейся традиции, перед этой иконой, находящейся перед входом в пещеру, где от Пречистой Девы родился Христос Спаситель, молятся о даровании детей, вообще об их благополучии, и о благополучии семейном. Да и во всякой нужде и любых жизненных обстоятельствах мы обращаемся с молитвами к Пресвятой Богородице, и никто никогда не бывает оставлен нашей Усердной Заступницей, Отрадой и Утешением всех людей.
Эта икона особо отличительна тем, что Пресвятая Дева изображена на ней улыбающейся, тогда как традиционно в иконографии Богородица обычно изображается серьезной, скорбной или умиляющейся.

[Дальше...]
Посмотрите, Она улыбается! Точно улыбается! – две паломницы подходят ближе к иконе, падают на колени. В глазах – и удивление, и благодарность, и слезы. В так называемом «русском» приделе храма, где рядом с Вифлеемской иконой Божией Матери висит и Ее Тихвинский образ, такие открытия случаются едва ли не ежечасно.

Это действительно очень необычно. Ты чувствуешь, как невероятно близка Богородица. Кажется, что эта мягкая улыбка, озаряющая лик Божией Матери, лично тебе дарует надежду на помощь и заступничество перед престолом Всевышнего. И где, как не в этом святом месте, излить свою душу перед Царицей Небесной, очистить ее покаянными слезами.
Хочется знать об этой иконе все. Где она была написана, как попала в этот храм, из чего сделана ее мерцающая в отблеске свечей золотистая риза?
По одной из версий, которую часто озвучивают местные экскурсоводы, Вифлеемская икона Божией Матери имеет самое непосредственное отношение к России. Ее привезла на Святую Землю великая княгиня Елизавета Федоровна и передала в храм Рождества Христова. Вскоре после этого Елизавете Федоровне приснилась Божия Матерь и сказала, что Ей холодно. Великая княгиня решила «согреть» Богородицу своим лучшим парадным платьем, повелев изготовить из него ризу для иконы.

По другой версии, Елизавета Федоровна тяжело заболела и молилась перед этим образом об исцелении. Когда болезнь миновала, она в знак благодарности «одела» икону в парчовую ризу, щедро украсив ее драгоценными камнями.
Но в Елисаветинско-Сергиевском просветительском обществе, куда мы обратились за комментариями, связь этой иконы с именем великой княгини не подтверждают. Гораздо больше указаний на то, что парчовая риза была дарована русской императрицей Марией Александровной – супругой Александра II. Но когда, при каких обстоятельствах? Неизвестно.

Хочется знать об этой иконе все. Где она была написана, как попала в этот храм, из чего сделана ее мерцающая в отблеске свечей золотистая риза?
По одной из версий, которую часто озвучивают местные экскурсоводы, Вифлеемская икона Божией Матери имеет самое непосредственное отношение к России. Ее привезла на Святую Землю великая княгиня Елизавета Федоровна и передала в храм Рождества Христова. Вскоре после этого Елизавете Федоровне приснилась Божия Матерь и сказала, что Ей холодно. Великая княгиня решила «согреть» Богородицу своим лучшим парадным платьем, повелев изготовить из него ризу для иконы.

По другой версии, Елизавета Федоровна тяжело заболела и молилась перед этим образом об исцелении. Когда болезнь миновала, она в знак благодарности «одела» икону в парчовую ризу, щедро украсив ее драгоценными камнями.
Но в Елисаветинско-Сергиевском просветительском обществе, куда мы обратились за комментариями, связь этой иконы с именем великой княгини не подтверждают. Гораздо больше указаний на то, что парчовая риза была дарована русской императрицей Марией Александровной – супругой Александра II. Но когда, при каких обстоятельствах? Неизвестно.
Реставраторы, работавшие с иконой, наиболее вероятным временем ее написания называют конец ХVIII века. Можно ли утверждать, что она была создана в России? Вряд ли. По манере письма икона наиболее близка к греко-арабскому стилю. Очень похожий образ Божией Матери можно увидеть в храме Иакова, брата Господня в Иерусалиме.
Есть еще одно предположение, объясняющее, как икона оказалась в Вифлееме. Согласно этой версии, первоначально образ находился в алтаре каталикона Гроба Господня. Но в 1808 году в храме Воскресения случился сильнейший пожар. В огне тогда не устояли даже каменные колонны, обрушился купол. Однако часть святынь все же удалось спасти. Среди них – большое Распятие и улыбающийся образ Божией Матери, которые перенесли в Вифлеем. После устранения последствий пожара Распятие вернули на прежнее место, а икона «прижилась» в храме Рождества Христова.

Вифлеемская икона Богородицы относится к весьма распространенному типу — «Одигитрия», то есть «указывающая путь». Первая «Путеводительница», как считается, была создана евангелистом и апостолом Лукой. Сама Царица Небесная благословила его на это. С тех пор икон этого типа создано великое множество. К нему относятся:Смоленская; Тихвинская; Казанская и многие другие.
Богословское значение Вифлеемской иконы общее с аналогичными. Царица Небесная здесь выступает в роли Путеводительницы. Она наставляет, направляет верующих на путь. Делается это посредством жеста. Указывая на Христа, Святая Мария подчеркивает, что только через веру в Него, как в Господа, можно спасти свою душу. То есть Иисус и является дорогой, которая ведет в райские обители.
Так это или нет, достоверно неизвестно. Сведений о Вифлеемском образе крайне мало, да и те весьма противоречивы. Но бесспорно одно: Богородица не оставляет нас, грешных. Это понятно по богатым дарам, украшающим чудотворную икону в Вифлееме, и по тому живому отклику, который она вызывает в душе у каждого, кто приносит перед ней свои горячие молитвы.

Уже в наше время Вифлеемская икона прославилась многими чудотворениями. Она очень почитается в Палестине, причем не только христианами, но и мусульманским населением, а также многочисленными паломниками со всего мира.
Как сообщает православная газета «Благовест», в 1927 г. Лампада перед иконой начала сильно раскачиваться, что было предупреждением о надвигающемся бедствии - большом землетрясении.
По сложившейся традиции, перед этой иконой, находящейся перед входом в пещеру, где от Пречистой Девы родился Христос Спаситель, молятся о даровании детей, вообще об их благополучии, и о благополучии семейном. Да и во всякой нужде и любых жизненных обстоятельствах мы обращаемся с молитвами к Пресвятой Богородице, и никто никогда не бывает оставлен нашей Усердной Заступницей, Отрадой и Утешением всех людей.