ДЕНЬ, КОГДА ОСТАНОВИЛОСЬ СОЛНЦЕ
Одно из величайших чудес, описанных в книгах Ветхого Завета, в частности, в книге Иисуса Навина, совершилось, когда Бог остановил солнце на небе, чтобы помочь израильтянам, своему избранному народу, в то время, когда они после падения Иерихона продолжили свой путь в Землю Обетованную, возглавляемые Иисусом Навином.

Иисус Навин останавливает солнце. Гравюра Гюстава Доре
[Дальше...]
Когда Адониседек, царь Иерусалимский, один из аморрейских царей, которые жили в Ханаане, услышал, что Иисус Навин покорил и уничтожил Иерихон и Гай и что между Израилем и Гаваонам был заключен мирный договор, он был очень обеспокоен.
Его народ также испугался, потому что Гаваон был важным городом, не уступавшим в своем величии царским городам аморреев. Гаваонитяне были известны как отважные воины, и теперь, когда они вступили в союз с Израилем, царь Адониседек направил срочные послания другим царям аморреев, объясняя, что дело приняло опасный оборот!
Воинственное движение против израильтян, охватившее ханаанских царей (Нав.9:1), еще более усилилось вследствие известия о переходе на сторону первых Гаваона, который открывал им вход в самую середину страны. Царь Иерусалима Адониседек обратился за помощью к царям Хеврона, Иармуфа, Лахиса и Еглона чтобы завоевать Гаваон.

Вид на Гиват Зеев (в древности -часть Гаваона) с горы Самуила к северу от Иерусалима:
Гаваон (в настоящее время арабская деревня Эль-Джиб и израильские поселения Гивон, Гивон ха-Хадаша (Новый Гаваон) и Гиват Зеев. ) в те времена был большим царским городом в Ханаане (И Нав. 10:2), одним из четырех укрепленных городов у евеев (И. Нав. 9:17). расположенный в 10 км к северо-западу от Иерусалима. Жители этого города, услышав о победах Иисуса Навина, хитростью добились от него пощады: они послали к нему послов в ветхой одежде, обуви и т. д., которые сказали израильтянам, что страна их настолько далека, что одежды успели износиться и хлеб засохнуть в пути, и просили заключить с ними союз.
Три дня спустя израильтяне уже подошли к их городам и узнали об их хитрости, но сдержали данное им обещание. Иисус Навин узнав об их обмане, сказал: «за это прокляты вы! без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для дома Бога моего» (И. Нав. 9:3 и дал.).
"Придите ко мне и помогите мне атаковать Гаваон, - говорилось в его послании. - Потому что они заключили мирный договор и Иисусом Навином и израильтянами".
В результате пять аморрейских царей объединили свои силы, чтобы начать совместное наступление на Гаваон.

Жители Гаваона обманывают Иисуса Навина.
Гаваон направляет слезное послание Иисусу Навину, в котором сообщается о планирующемся наступлении:
Нав.10:6. Жители Гаваона послали к Иисусу в стан [Израильский], в Галгал, сказать: не отними руки твоей от рабов твоих; приди к нам скорее, спаси нас и подай нам помощь; ибо собрались против нас все цари Аморрейские, живущие на горах.
В этом, на первый взгляд, было немало иронии: Иисус Навин должен был помогать тем, кто его обманул.
Дело в том
Но в то же время он знал, что Израиль не мог себе позволить уступить сколько-нибудь земли нечестивым царям Ханаана, которых по приказу Бога ему предстояло изгнать с этой земли.
Сил Гаваона и трех союзных с ним городов было недостаточно для успешной борьбы с царями южного Ханаана, владевшими укрепленными городами и имевшими войско, приученное к войне, что выразили гаваонитяне, посылая сказать Иисусу Навину, что против них «собрались все цари Аморрейские, живущие на горах.»

Защита союзных городов требовала от израильтян полного напряжения их сил; в первый раз приходилось им вступать в сражение с соединенными силами ханаанских царей, от исхода которого зависело решение вопроса об их положении в Ханаанской земле. Иисус Навин вполне понял важное значение предстоящей битвы, которая справедливо причисляется к величайшим битвам в истории человечества84, и потому он двинул против врагов все свои силы, «весь народ, способный к войне, и всех мужей храбрых».
***
Иисус Навин (1550–1200 г. до н.э.)— предводитель еврейского народа в период завоевания Ханаана, преемник Моисея.Происходил из колена Ефремова и носил первоначально имя Осия (Хошеа), но был переименован Моисеем в Иисуса (Йехошуа), когда был послан разведчиком с представителями других одиннадцати колен.
Уже при самом вступлении в пустыню, по выходе из Египта, он руководил еврейским войском когда «Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами» (Исх. 17:8-16), и затем в течение всего странствования был одним из главных помощников Моисея, пока, после смерти последнего, к нему не перешла вся власть над евреями.
Непосредственно после смерти Моисея к Иисусу явился Бог и сказал ему:
«...встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;»
—Нав.1:2-6
***

Иисус Навин (фреска X века, монастырь Осиос Лукас)
Однако перед тем, как привести свой план в действие, Иисус Навин обратился за самым важным подтверждением от Господа. Гаваонитяне преподали ему хороший урок, и теперь он был полон решимости услышать Господа. И Господь ответил ему, говоря: "Не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим". Слава Богу! Иисус Навин получил Божий ответ, и Господь был с ними. А это было все, вчем нужался Иисус Навин для свего воодушевления.
Получив распоряжение от Бога, Иисус Навин показал, что он - человек действия! Сразу же он созвал всех своих лучших воинов, и, совместно с регулярными войсками, они выступили в поход, продолжавшийся всю ночь. Уже к утру они были в Гаваоне, что для противника было полной неожиданностью:
Нав.10:9. И пришел на них Иисус внезапно, [потому что] всю ночь шел он из Галгала. (расстояние между Галгалой и Гаваоном примерно 20 км пути). Благодаря этому быстрому переходу израильское войско напало на врага внезапно.
Неожиданное нападение в самое глубокое утро (см. объяснение к Нав.10:12) со стороны израильтян, уверенных в божественной помощи, произвело на войска союзников поразительное действие, они не выдержали удара и потерпели сильное поражение под стенами Гаваона.
А про сражение, которое последовало, говорится: "Господь привел их в смятение при виде израильтян. И так случилось, что когда они бежали от Израиля, Господь бросал на них с неба большие камни града, так что больше погибло от града, чем от меча израильтян!"
Нав.10:11 «Когда же они бежали от израильтян по скату горы Вифоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, кого умертвили сыны Израилевы мечом». [на сражении].

Мартин, Джон – Иисус Навин, останавливающий солнце над Гаваоном
***
В некоторых современных переводах Ветхого Завета, зачастую далеких от оригинала, таких, как «Новая английская Библия», создается впечатление, будто речь идет о граде – хорошо знакомом погодном феномене. Однако в древнееврейском тексте смертоносный дождь состоит из «больших камней», или «камней barad». Это слово также упоминается в описании одной из десяти Казней Египетских, вынудивших фараона освободить израильтян из оков рабства. В раввинской традиции четко указано, что barad не был обычным градом. Во времена Исхода barad падал, смешанный с огнем, а сами камни, по словам автора, были горячими. Поэтому лед исключается и остается лишь одна возможность – метеориты (вулканические извержения маловероятны: поблизости нет вулканов, камни от извержения которых могли бы долететь до Палестины).
***
Господь «преследовал и поражал» (Нав.10:10) ханаанских воинов, когда они, после поражения в Гаваоне, обратились в бегство и направились по дороге, проходившей около Гаваона, на запад к известному Вефоронскому подъему (по-еврейски – маалэ, у LXX-ти ἀναβασις – «восход»), находящемуся между верхним (Нав. 16:5) и нижним (Нав. 16:3) Беф-Ороном. Положение обоих этих городов вполне известно: первый находился на месте нынешней деревни Бет Урель-Фока, второй – Бет Урет-табта; первый расположен был на высоком выступе горы, между двумя долинами на запад от Гаваона верстах в 10 (в 2-х часах пути). Между верхним и нижним Беф-Ороном находится крутой, неровный, на час пути, подъем (или спуск) между нависшими горами. Когда воины ханаанских царей устремились по этому спуску в долину, Господь «бросал на них с небес большие камни».

Иисус Навин, останавливающий Солнце, мозаика Базилика Санта Мария Маджоре, Италия
Последние у LXX-ти и в книге Сираха (Сир. 46:7) поняты в смысле больших градин (λίθοι χαλάζης – «камни града»), падавших из грозовой тучи, которая служила орудием для поражения ханаанского войска. Выпадение такого необычайно крупного града, причинявшего увечья и смерть, само по себе не составляет, конечно, чего-либо исключительного, неповторимого. Приводимые при этом из ближайшего к настоящему времени примеры этого явления87 показывают только непреувеличенность сказанного библейским писателем о «больших камнях, падавших с неба». А то, что этот необыкновенный град падал именно на ханаанских воинов, искавших спасения в бегстве, служит указанием на высшую помощь, которую Господь посылал своему народу в его борьбе с врагами.
Градобитная туча наносила смертельные удары ханаанскому войску и по выходе его из Вефоронского ущелья до Азека и Македа (Нав. 10:10). Оба эти города, принадлежавшее потом Иудину колену (Нав. 19:35, 41), находились на равнине между берегом Средиземного моря и горами Иудина колена (Нав.15:33, 35), но самое место их с точностью не определено. Во всяком случае названные города полагаются к юго-западу от Беф-Орона; в этом же направлении, ближе к последнему, лежала и обширная Аиалонская долина, которая с юга от города Аиалона (Нав. 19:42), на месте нынешней деревни Иало, тянется на северо-восток, в направлении к Беф-Орону.
Нав.10:12. Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь [Бог] Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!
После Гаваонского сражения Господь, по молитве Иисуса Навина, совершил еще другое необыкновенное дело, которому библейский писатель посвятил особый небольшой, как в III-IV гл., раздел (Нав.10:12-14), начинающийся указанием времени события.

Оно произошло в тот день, в который Господь «предал Аморрея, – т.е. войско пяти ханаанских царей, – в руки Израиля», или, как пояснено в славяно-русском переводе согласно с греческим, после поражения «их в Гаваоне». Слова «когда побил их в Гаваоне и они побиты были пред лицем сынов Израилевых» отсутствуют в еврейском тексте, но читаются в древнейших и многих позднейших списках перевода LXX-ти; они служат более ясным указанием времени излагаемого события.
Когда, по смыслу приведенных слов библейского текста, битва под стенами Гаваона окончилась и разбитый здесь неприятель в смятении обратился в бегство, направляясь по дороге к Вефорону, то Иисус Навин, преследуя его, видел и большое число уцелевшего ханаанского войска, и возможность полного его поражения при тогдашнем его состоянии – поражения в этот именно день, пока он не оправился и не укрылся в свои города.
Проникнутый этой мыслью и видя в то же время, как высоко поднялось уже солнце, Иисус Навин с дерзновением, свойственным людям, близким к Богу, в присутствии окружавших его воинов («пред израильтянами»; буквально с еврейского: «пред глазами Израиля») воззвал к Господу: «да станет солнце прямо Гаваону, и луна прямо дебри Ело́н». Так передано это молитвенное воззвание в переводе LXX-ти (Στήτω ὁ ἥλιος κατὰ Γαβαων καὶ ἡ σελήνη κατὰ φάραγγα Αιλων).
Этот перевод, дословно переданный в славянской Библии, имеет преимущество пред обычным в настоящее время: «стой, солнце, над Гаваоном, и, луна, над долиною Аиалонскою», что он вполне соответствует молитвенному воззванию, которое обращено было к Господу, а не к солнцу и луне (читаемый в этих словах еврейский глагол «дом» поставлен, нужно думать, в неопределенном наклонении, которое в еврейской речи часто употреблялось, как известно, в значении повелительного, почему он и в грамматическом отношении правильно переведен у LXX-ти словами «да станет»).
Это свое воззвание израильский вождь произнес, как можно думать, в то именно время, когда он, преследуя врага, достиг Вефоронской возвышенности и с нее увидел пред собой, на западе, обширную равнину с Агалонской долиной к юго-западу, а в Бефоронском ущелье – массу спускавшегося по нему неприятельского войска, между тем как позади его, на восточной стороне, находился только что оставленный им Гаваон, над которым высилось дневное светило.
Солнце поднялось уже довольно высоко с тех пор, как он в глубокое утро этого дня подходил к Гаваону, но еще не настолько был силен блеск его, чтобы совсем померкла луна; бледный круг ее был еще виден на западной стороне над Амалонской долиной. Такое положение небесных светил, указываемое словами воззвания Иисуса Навина, ведет, естественно, к представлению, что последнее произнесено было не в вечерний, а в дополуденный час, когда солнце видно было еще на востоке, а луна на западе; в вечернее время положение небесных светил было бы, конечно, обратное.
– Цель молитвенного воззвания состояла в том, чтобы Господь продолжил этот счастливый день, ознаменованный победой, для совершенного поражения врага. Выражая эту мольбу, Иисус Навин употребил обыкновенный оборот речи, образовавшийся под влиянием простого непосредственного воззрения на небесные светила и их отношении к земле, продолжающий употребляться и в настоящее время, несмотря на известность со времен Галилея того научного положения, что движется не солнце около земли, а наоборот.

Стояние Солнца над Гаваоном. Иллюстрация из Псалтыря Людовика IX, Франция, 1256 г.
Когда Иисус Навин и его люди сделали все, что было в их силах, Господь чудесным образом вмешался, чтобы помочь им. И все же пятерым царям и некоторым из их воинов удалось бежать с поля боя. Иисус Навин, однако, помнил, что говорил Господь в Галгале, обещая ему полную победу, что ни один человек не устоит перед ними.
Кроме того, Иисус Навин понимал, что это была решающая битва, в которой должна была быть сломлена мощь нечестивых ханаанитян и открыт столь необходимый выход к морю. Врага надо было остановить - и остановить окончательно!
Но возникла проблема: день подходил к концу, и тени становились все длиннее. Вскоре солнце скроется за горами, давая врагам прикрытие, необходимое для того, чтобы бежать, а, может быть, и перегруппироваться или даже получить подкрепление.
Неожиданно Иисус Навин прямо перед своими воинами в мощном взрыве веры громким голосом воскликнул: "О солнце - остановись над Гаваоном; и луна, над долиною Аиаленскою!"
И вот, в то время, как Иисус Навин и его воины сражались, преследуя по пятам своим врагов, все это долгое время солнце в небе стояло, не двигаясь над полем боя! Оно оставалось неподвижным, как сказано в Библии, "доколе Израиль не отомстил своим врагам".
Нав.10:13. И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»?
Нав.10:14. И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля.
Несмотря на необычайность прошения, оно было услышано Богом и исполнено: солнечный свет продолжался во все то время, «доколе народ», а по древнейшим греческим спискам, с которыми здесь согласуется славянская Библия, «Бог мстил врагам своим» (или «их»), т.е. пока продолжалось в этот день преследование ханаанского войска.

Миниатюра из Wellchronik, Хроники всемирной истории Рудольфа Эмского, XIII век.
Библейский писатель действительно видел в исполнении молитвенного воззвания Иисуса Навина астрономическое чудо, действительно представлял день Гаваонского сражения продленным более обыкновенного по действию божественного всемогущества. Таково было понимание этого события и у древних Иудеев, как видно из кн. сына Сирахова (Сир. 46:5) и Древностей Иосифа Флавия (Иуд. Древн. 5:1, 17), а также и у древних христианских писателей.
Чудо из чудес! Солнце остановилось посередине неба и не заходило "почти целый день"! И далее Библия продолжает: "Не было такого дня ни прежде ни после того; ибо Господь сражался за Израиль".
Сам Господь вмешался, чтобы самым чудесным образом дать армиям Израиля время полностью покорить своих противников!
После этой великой победы Иисус Навин продолжал покорять своих врагов. Библия говорит, что "всех царей сих и земли их Иисус Навин взял одним разом; ибо Господь, Бог Израилев, сражался за Израиль" (Иисус Навин 10:42).

Ну что ж, ведь тот же самый Бог - это наш Бог сегодня! И в минуты крайней нужды и отчаяния Он будет сражаться за Своих детей любым нужным способом. "Все возможно верующему" (от Марка 9:23).
Вся основа любого здания, любой армии или любого движения покоится на двух главных колоннах: воле Бога и воле человека. И пока они во взаимодействии и гармонии друг с другом, строение будет стоять твердо.
В молитве заключена сила! Если ты принадлежишь Иисусу и повинуешься Ему, то когда ты силен в Духе, Бог сделает для тебя что угодно! Ты - одно с Ним, и когда это происходит, ты можешь указывать Ему делать что угодно! "Относительно дел рук Моих, Господь говорит: “Указывай Мне”" (Исаия 45:11, перевод из Библии короля Иакова).
В продолжение шести лет Иисус Навин покорил всю землю Ханаанскую от Аравийской пустыни до гор Ливана, истребив за это время тридцать одного царя. Оставалась незавоеванной только небольшая часть обетованной земли – там, где находились приморские города филистимлян и жили мелкие горные племена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во времена Иисуса Навина «достаточно крупная комета (или другое блуждающее небесное тело), пролетевшее около Земли, могла вызвать сбои (своим гравитационным полем) во вращении планеты и падение камней на склонах горы Вифорон». Доказано, что замедление вращения земли вплоть до нулевой точки может произойти менее, чем за сутки, не принеся никакой катастрофы для землян. Однако, какой точно из механизмов использовал Господь мы ответить не можем, во многом и в силу крайней ограниченности наших познаний. Однако, Бог дал нам необходимые из них, чтобы ученые могли засвидетельствовать перед всеми людьми: такой день был. Кстати, даже в академической литературе, издаваемой ещё в советское время, вместо высмеивания и примитивизма в рассказе о двойном дне, которое практиковалось в 60-70-е годы, в начале 80-х годов уже пишется о том, что вопрос, имело ли это событие место в истории, является сегодня дискуссионным. Так даже при Андропове Ю.В. советские ученые уже не могли называть остановку солнца сказкой, хотя и писать правду не могли ещё тоже. Поэтому и ограничились промежуточным понятием: дискуссионный вопрос.
Итак, двойной день в истории земли был. Был вопреки всем существующим законам, превосходя человеческое разумение. Это событие показало и показывает до сих пор всему миру, Кто является Верховным Законодателем природы и истории.
"Тот, кто уповает на Господа, не постыдится вовек" (Псалом 30:1).

Иисус Навин останавливает солнце. Гравюра Гюстава Доре
[Дальше...]
Когда Адониседек, царь Иерусалимский, один из аморрейских царей, которые жили в Ханаане, услышал, что Иисус Навин покорил и уничтожил Иерихон и Гай и что между Израилем и Гаваонам был заключен мирный договор, он был очень обеспокоен.
Его народ также испугался, потому что Гаваон был важным городом, не уступавшим в своем величии царским городам аморреев. Гаваонитяне были известны как отважные воины, и теперь, когда они вступили в союз с Израилем, царь Адониседек направил срочные послания другим царям аморреев, объясняя, что дело приняло опасный оборот!
Воинственное движение против израильтян, охватившее ханаанских царей (Нав.9:1), еще более усилилось вследствие известия о переходе на сторону первых Гаваона, который открывал им вход в самую середину страны. Царь Иерусалима Адониседек обратился за помощью к царям Хеврона, Иармуфа, Лахиса и Еглона чтобы завоевать Гаваон.

Вид на Гиват Зеев (в древности -часть Гаваона) с горы Самуила к северу от Иерусалима:
Гаваон (в настоящее время арабская деревня Эль-Джиб и израильские поселения Гивон, Гивон ха-Хадаша (Новый Гаваон) и Гиват Зеев. ) в те времена был большим царским городом в Ханаане (И Нав. 10:2), одним из четырех укрепленных городов у евеев (И. Нав. 9:17). расположенный в 10 км к северо-западу от Иерусалима. Жители этого города, услышав о победах Иисуса Навина, хитростью добились от него пощады: они послали к нему послов в ветхой одежде, обуви и т. д., которые сказали израильтянам, что страна их настолько далека, что одежды успели износиться и хлеб засохнуть в пути, и просили заключить с ними союз.
Три дня спустя израильтяне уже подошли к их городам и узнали об их хитрости, но сдержали данное им обещание. Иисус Навин узнав об их обмане, сказал: «за это прокляты вы! без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для дома Бога моего» (И. Нав. 9:3 и дал.).
"Придите ко мне и помогите мне атаковать Гаваон, - говорилось в его послании. - Потому что они заключили мирный договор и Иисусом Навином и израильтянами".
В результате пять аморрейских царей объединили свои силы, чтобы начать совместное наступление на Гаваон.

Жители Гаваона обманывают Иисуса Навина.
Гаваон направляет слезное послание Иисусу Навину, в котором сообщается о планирующемся наступлении:
Нав.10:6. Жители Гаваона послали к Иисусу в стан [Израильский], в Галгал, сказать: не отними руки твоей от рабов твоих; приди к нам скорее, спаси нас и подай нам помощь; ибо собрались против нас все цари Аморрейские, живущие на горах.
В этом, на первый взгляд, было немало иронии: Иисус Навин должен был помогать тем, кто его обманул.
Дело в том
Но в то же время он знал, что Израиль не мог себе позволить уступить сколько-нибудь земли нечестивым царям Ханаана, которых по приказу Бога ему предстояло изгнать с этой земли.
Сил Гаваона и трех союзных с ним городов было недостаточно для успешной борьбы с царями южного Ханаана, владевшими укрепленными городами и имевшими войско, приученное к войне, что выразили гаваонитяне, посылая сказать Иисусу Навину, что против них «собрались все цари Аморрейские, живущие на горах.»

Защита союзных городов требовала от израильтян полного напряжения их сил; в первый раз приходилось им вступать в сражение с соединенными силами ханаанских царей, от исхода которого зависело решение вопроса об их положении в Ханаанской земле. Иисус Навин вполне понял важное значение предстоящей битвы, которая справедливо причисляется к величайшим битвам в истории человечества84, и потому он двинул против врагов все свои силы, «весь народ, способный к войне, и всех мужей храбрых».
***
Иисус Навин (1550–1200 г. до н.э.)— предводитель еврейского народа в период завоевания Ханаана, преемник Моисея.Происходил из колена Ефремова и носил первоначально имя Осия (Хошеа), но был переименован Моисеем в Иисуса (Йехошуа), когда был послан разведчиком с представителями других одиннадцати колен.
Уже при самом вступлении в пустыню, по выходе из Египта, он руководил еврейским войском когда «Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами» (Исх. 17:8-16), и затем в течение всего странствования был одним из главных помощников Моисея, пока, после смерти последнего, к нему не перешла вся власть над евреями.
Непосредственно после смерти Моисея к Иисусу явился Бог и сказал ему:
«...встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;»
—Нав.1:2-6
***

Иисус Навин (фреска X века, монастырь Осиос Лукас)
Однако перед тем, как привести свой план в действие, Иисус Навин обратился за самым важным подтверждением от Господа. Гаваонитяне преподали ему хороший урок, и теперь он был полон решимости услышать Господа. И Господь ответил ему, говоря: "Не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим". Слава Богу! Иисус Навин получил Божий ответ, и Господь был с ними. А это было все, вчем нужался Иисус Навин для свего воодушевления.
Получив распоряжение от Бога, Иисус Навин показал, что он - человек действия! Сразу же он созвал всех своих лучших воинов, и, совместно с регулярными войсками, они выступили в поход, продолжавшийся всю ночь. Уже к утру они были в Гаваоне, что для противника было полной неожиданностью:
Нав.10:9. И пришел на них Иисус внезапно, [потому что] всю ночь шел он из Галгала. (расстояние между Галгалой и Гаваоном примерно 20 км пути). Благодаря этому быстрому переходу израильское войско напало на врага внезапно.
Неожиданное нападение в самое глубокое утро (см. объяснение к Нав.10:12) со стороны израильтян, уверенных в божественной помощи, произвело на войска союзников поразительное действие, они не выдержали удара и потерпели сильное поражение под стенами Гаваона.
А про сражение, которое последовало, говорится: "Господь привел их в смятение при виде израильтян. И так случилось, что когда они бежали от Израиля, Господь бросал на них с неба большие камни града, так что больше погибло от града, чем от меча израильтян!"
Нав.10:11 «Когда же они бежали от израильтян по скату горы Вифоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, кого умертвили сыны Израилевы мечом». [на сражении].

Мартин, Джон – Иисус Навин, останавливающий солнце над Гаваоном
***
В некоторых современных переводах Ветхого Завета, зачастую далеких от оригинала, таких, как «Новая английская Библия», создается впечатление, будто речь идет о граде – хорошо знакомом погодном феномене. Однако в древнееврейском тексте смертоносный дождь состоит из «больших камней», или «камней barad». Это слово также упоминается в описании одной из десяти Казней Египетских, вынудивших фараона освободить израильтян из оков рабства. В раввинской традиции четко указано, что barad не был обычным градом. Во времена Исхода barad падал, смешанный с огнем, а сами камни, по словам автора, были горячими. Поэтому лед исключается и остается лишь одна возможность – метеориты (вулканические извержения маловероятны: поблизости нет вулканов, камни от извержения которых могли бы долететь до Палестины).
***
Господь «преследовал и поражал» (Нав.10:10) ханаанских воинов, когда они, после поражения в Гаваоне, обратились в бегство и направились по дороге, проходившей около Гаваона, на запад к известному Вефоронскому подъему (по-еврейски – маалэ, у LXX-ти ἀναβασις – «восход»), находящемуся между верхним (Нав. 16:5) и нижним (Нав. 16:3) Беф-Ороном. Положение обоих этих городов вполне известно: первый находился на месте нынешней деревни Бет Урель-Фока, второй – Бет Урет-табта; первый расположен был на высоком выступе горы, между двумя долинами на запад от Гаваона верстах в 10 (в 2-х часах пути). Между верхним и нижним Беф-Ороном находится крутой, неровный, на час пути, подъем (или спуск) между нависшими горами. Когда воины ханаанских царей устремились по этому спуску в долину, Господь «бросал на них с небес большие камни».

Иисус Навин, останавливающий Солнце, мозаика Базилика Санта Мария Маджоре, Италия
Последние у LXX-ти и в книге Сираха (Сир. 46:7) поняты в смысле больших градин (λίθοι χαλάζης – «камни града»), падавших из грозовой тучи, которая служила орудием для поражения ханаанского войска. Выпадение такого необычайно крупного града, причинявшего увечья и смерть, само по себе не составляет, конечно, чего-либо исключительного, неповторимого. Приводимые при этом из ближайшего к настоящему времени примеры этого явления87 показывают только непреувеличенность сказанного библейским писателем о «больших камнях, падавших с неба». А то, что этот необыкновенный град падал именно на ханаанских воинов, искавших спасения в бегстве, служит указанием на высшую помощь, которую Господь посылал своему народу в его борьбе с врагами.
Градобитная туча наносила смертельные удары ханаанскому войску и по выходе его из Вефоронского ущелья до Азека и Македа (Нав. 10:10). Оба эти города, принадлежавшее потом Иудину колену (Нав. 19:35, 41), находились на равнине между берегом Средиземного моря и горами Иудина колена (Нав.15:33, 35), но самое место их с точностью не определено. Во всяком случае названные города полагаются к юго-западу от Беф-Орона; в этом же направлении, ближе к последнему, лежала и обширная Аиалонская долина, которая с юга от города Аиалона (Нав. 19:42), на месте нынешней деревни Иало, тянется на северо-восток, в направлении к Беф-Орону.
Нав.10:12. Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь [Бог] Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!
После Гаваонского сражения Господь, по молитве Иисуса Навина, совершил еще другое необыкновенное дело, которому библейский писатель посвятил особый небольшой, как в III-IV гл., раздел (Нав.10:12-14), начинающийся указанием времени события.

Оно произошло в тот день, в который Господь «предал Аморрея, – т.е. войско пяти ханаанских царей, – в руки Израиля», или, как пояснено в славяно-русском переводе согласно с греческим, после поражения «их в Гаваоне». Слова «когда побил их в Гаваоне и они побиты были пред лицем сынов Израилевых» отсутствуют в еврейском тексте, но читаются в древнейших и многих позднейших списках перевода LXX-ти; они служат более ясным указанием времени излагаемого события.
Когда, по смыслу приведенных слов библейского текста, битва под стенами Гаваона окончилась и разбитый здесь неприятель в смятении обратился в бегство, направляясь по дороге к Вефорону, то Иисус Навин, преследуя его, видел и большое число уцелевшего ханаанского войска, и возможность полного его поражения при тогдашнем его состоянии – поражения в этот именно день, пока он не оправился и не укрылся в свои города.
Проникнутый этой мыслью и видя в то же время, как высоко поднялось уже солнце, Иисус Навин с дерзновением, свойственным людям, близким к Богу, в присутствии окружавших его воинов («пред израильтянами»; буквально с еврейского: «пред глазами Израиля») воззвал к Господу: «да станет солнце прямо Гаваону, и луна прямо дебри Ело́н». Так передано это молитвенное воззвание в переводе LXX-ти (Στήτω ὁ ἥλιος κατὰ Γαβαων καὶ ἡ σελήνη κατὰ φάραγγα Αιλων).
Этот перевод, дословно переданный в славянской Библии, имеет преимущество пред обычным в настоящее время: «стой, солнце, над Гаваоном, и, луна, над долиною Аиалонскою», что он вполне соответствует молитвенному воззванию, которое обращено было к Господу, а не к солнцу и луне (читаемый в этих словах еврейский глагол «дом» поставлен, нужно думать, в неопределенном наклонении, которое в еврейской речи часто употреблялось, как известно, в значении повелительного, почему он и в грамматическом отношении правильно переведен у LXX-ти словами «да станет»).
Это свое воззвание израильский вождь произнес, как можно думать, в то именно время, когда он, преследуя врага, достиг Вефоронской возвышенности и с нее увидел пред собой, на западе, обширную равнину с Агалонской долиной к юго-западу, а в Бефоронском ущелье – массу спускавшегося по нему неприятельского войска, между тем как позади его, на восточной стороне, находился только что оставленный им Гаваон, над которым высилось дневное светило.
Солнце поднялось уже довольно высоко с тех пор, как он в глубокое утро этого дня подходил к Гаваону, но еще не настолько был силен блеск его, чтобы совсем померкла луна; бледный круг ее был еще виден на западной стороне над Амалонской долиной. Такое положение небесных светил, указываемое словами воззвания Иисуса Навина, ведет, естественно, к представлению, что последнее произнесено было не в вечерний, а в дополуденный час, когда солнце видно было еще на востоке, а луна на западе; в вечернее время положение небесных светил было бы, конечно, обратное.
– Цель молитвенного воззвания состояла в том, чтобы Господь продолжил этот счастливый день, ознаменованный победой, для совершенного поражения врага. Выражая эту мольбу, Иисус Навин употребил обыкновенный оборот речи, образовавшийся под влиянием простого непосредственного воззрения на небесные светила и их отношении к земле, продолжающий употребляться и в настоящее время, несмотря на известность со времен Галилея того научного положения, что движется не солнце около земли, а наоборот.

Стояние Солнца над Гаваоном. Иллюстрация из Псалтыря Людовика IX, Франция, 1256 г.
Когда Иисус Навин и его люди сделали все, что было в их силах, Господь чудесным образом вмешался, чтобы помочь им. И все же пятерым царям и некоторым из их воинов удалось бежать с поля боя. Иисус Навин, однако, помнил, что говорил Господь в Галгале, обещая ему полную победу, что ни один человек не устоит перед ними.
Кроме того, Иисус Навин понимал, что это была решающая битва, в которой должна была быть сломлена мощь нечестивых ханаанитян и открыт столь необходимый выход к морю. Врага надо было остановить - и остановить окончательно!
Но возникла проблема: день подходил к концу, и тени становились все длиннее. Вскоре солнце скроется за горами, давая врагам прикрытие, необходимое для того, чтобы бежать, а, может быть, и перегруппироваться или даже получить подкрепление.
Неожиданно Иисус Навин прямо перед своими воинами в мощном взрыве веры громким голосом воскликнул: "О солнце - остановись над Гаваоном; и луна, над долиною Аиаленскою!"
И вот, в то время, как Иисус Навин и его воины сражались, преследуя по пятам своим врагов, все это долгое время солнце в небе стояло, не двигаясь над полем боя! Оно оставалось неподвижным, как сказано в Библии, "доколе Израиль не отомстил своим врагам".
Нав.10:13. И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»?
Нав.10:14. И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля.
Несмотря на необычайность прошения, оно было услышано Богом и исполнено: солнечный свет продолжался во все то время, «доколе народ», а по древнейшим греческим спискам, с которыми здесь согласуется славянская Библия, «Бог мстил врагам своим» (или «их»), т.е. пока продолжалось в этот день преследование ханаанского войска.

Миниатюра из Wellchronik, Хроники всемирной истории Рудольфа Эмского, XIII век.
Библейский писатель действительно видел в исполнении молитвенного воззвания Иисуса Навина астрономическое чудо, действительно представлял день Гаваонского сражения продленным более обыкновенного по действию божественного всемогущества. Таково было понимание этого события и у древних Иудеев, как видно из кн. сына Сирахова (Сир. 46:5) и Древностей Иосифа Флавия (Иуд. Древн. 5:1, 17), а также и у древних христианских писателей.
Чудо из чудес! Солнце остановилось посередине неба и не заходило "почти целый день"! И далее Библия продолжает: "Не было такого дня ни прежде ни после того; ибо Господь сражался за Израиль".
Сам Господь вмешался, чтобы самым чудесным образом дать армиям Израиля время полностью покорить своих противников!
После этой великой победы Иисус Навин продолжал покорять своих врагов. Библия говорит, что "всех царей сих и земли их Иисус Навин взял одним разом; ибо Господь, Бог Израилев, сражался за Израиль" (Иисус Навин 10:42).

Ну что ж, ведь тот же самый Бог - это наш Бог сегодня! И в минуты крайней нужды и отчаяния Он будет сражаться за Своих детей любым нужным способом. "Все возможно верующему" (от Марка 9:23).
Вся основа любого здания, любой армии или любого движения покоится на двух главных колоннах: воле Бога и воле человека. И пока они во взаимодействии и гармонии друг с другом, строение будет стоять твердо.
В молитве заключена сила! Если ты принадлежишь Иисусу и повинуешься Ему, то когда ты силен в Духе, Бог сделает для тебя что угодно! Ты - одно с Ним, и когда это происходит, ты можешь указывать Ему делать что угодно! "Относительно дел рук Моих, Господь говорит: “Указывай Мне”" (Исаия 45:11, перевод из Библии короля Иакова).
В продолжение шести лет Иисус Навин покорил всю землю Ханаанскую от Аравийской пустыни до гор Ливана, истребив за это время тридцать одного царя. Оставалась незавоеванной только небольшая часть обетованной земли – там, где находились приморские города филистимлян и жили мелкие горные племена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во времена Иисуса Навина «достаточно крупная комета (или другое блуждающее небесное тело), пролетевшее около Земли, могла вызвать сбои (своим гравитационным полем) во вращении планеты и падение камней на склонах горы Вифорон». Доказано, что замедление вращения земли вплоть до нулевой точки может произойти менее, чем за сутки, не принеся никакой катастрофы для землян. Однако, какой точно из механизмов использовал Господь мы ответить не можем, во многом и в силу крайней ограниченности наших познаний. Однако, Бог дал нам необходимые из них, чтобы ученые могли засвидетельствовать перед всеми людьми: такой день был. Кстати, даже в академической литературе, издаваемой ещё в советское время, вместо высмеивания и примитивизма в рассказе о двойном дне, которое практиковалось в 60-70-е годы, в начале 80-х годов уже пишется о том, что вопрос, имело ли это событие место в истории, является сегодня дискуссионным. Так даже при Андропове Ю.В. советские ученые уже не могли называть остановку солнца сказкой, хотя и писать правду не могли ещё тоже. Поэтому и ограничились промежуточным понятием: дискуссионный вопрос.
Итак, двойной день в истории земли был. Был вопреки всем существующим законам, превосходя человеческое разумение. Это событие показало и показывает до сих пор всему миру, Кто является Верховным Законодателем природы и истории.
"Тот, кто уповает на Господа, не постыдится вовек" (Псалом 30:1).