prajt (prajt) wrote,
prajt
prajt

Category:

ЧУДЕСА ВО ВРЕМЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

Почему литургию иногда называют ангельским служением? Потому что ангелы всегда присутствуют за Евхаристией и помогают священнослужителям ее совершать. По свидетельству старца Иакова Эвбейского, который не раз удостаивался дивных видений Божиих, как только священник скажет на литургии начальный возглас, в алтарь тотчас стекаются Небесные Силы.

Другой праведник, святой Иоанн Кронштадтский, писал: «К соучастию в служении литургии призываются на проскомидии все святые, начиная с Божией Матери. Со священником участвуют в служении все святые и все ангелы».





Благодать Божия осталась на фото во время архиерейской службы. Служил епископ Иринарх.



[Дальше...]
Преподобный Евфимий Великий († 473) рассказывал некоторым из своих учеников, что часто видел ангела, совершавшего с ним литургию. В 1892 году преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) приехал в Петербург. Здесь он встретился с праведным Иоанном Кронштадтским. Отец Иоанн пригласил преподобного Анатолия в свой храм в Кронштадт. Когда началась литургия, отец Иоанн увидел, что вместе с преподобным Анатолием служат два ангела. Таинство Святого Причащения, совершаемое за литургией, соединяет в один союз небо и землю. Это единение, невидимое для очей обычных людей, во всей своей красоте предстает перед духовным взором святых.


В своих записках игумен Феодосии (Попов; + 1903) приводит воспоминания своей бабушки о ее детстве, когда ей было семь-восемь лет. «В церкви я становилась у самого амвона, против Царских врат, и зорко следила за всеми действиями священника. Причина моих наблюдений за священником была та, что однажды, бывши в праздник с моими родителями у обедни, я видела над престолом, немного повыше главы священника, прямо над святой чашей парящего Голубя, который был бел, как снег и неподвижно, едва заметно трепеща крыльями, держался в воздухе. И видела я это не раз, и не два, а несколько раз, о чем я передала своей подружке, и мы всегда с нею, как только, бывало, услышим звон колокола, так и бежим изо всех сил, желая перегнать друг друга, и станем вместе у амвона, дожидаясь появления блестящего белого Голубка. И уж как же любили мы Его за то, что Он был такой беленький, такой-то хорошенький!


Но были дни, когда мы так и не могли дождаться этого чуда, которое совершалось только во время служения старика-священника Росницкого. Только в его служение мы и видели всегда нашего Голубка. При другом священнике этого не бывало. Когда же мы рассказали об этом нашим родителям, а родители сказали священнику Росницкому, с тех пор мы с подругой уже более не видали чудного Голубочка»


Кто являлся детскому взору в виде голубя? Несомненно, Святой Дух. Именно под Его воздействием совершается вся литургия. Особенно сильно проявляется благодать Святого Духа во время важнейшей части литургии — Евхаристического канона, который начинается возгласом священника: «Благодарим Господа». С этими словами, призывающими верующих воздать благодарение Богу, священник приступает к совершению таинства Святой Евхаристии. Пример такому началу таинства дал Сам Спаситель, когда на Тайной вечере начал священнодействие Бескровной Жертвы благодарением Богу Отцу.


В тайной молитве, читаемой во время Евхаристического канона, священник от лица всех верующих прославляет величие Божие, Его бесконечное совершенство и Его благодеяния роду человеческому. Священник исповедует святость Бога и вместе с тем прославляет бесконечную любовь к нам Бога Отца, Который послал для нашего спасения Своего Единородного Сына.



***


Схиархимандрит Гавриил (Зырянов; 1844 — 1915), ученик преподобного Амвросия Оптинского, однажды на литургии во время пресуществления Святых Даров сподобился благодатного видения. Старец рассказывал, что Горнее место в алтаре как бы отступило и он увидел Спасителя, окруженного множеством ангелов, архангелов, херувимов и серафимов. Ангелы парили вокруг Христа сверху, снизу и по обеим сторонам. Вокруг Господа располагались лики святых пророков, апостолов, преподобных, мучеников, святителей и прочих святых. Всё небо было заполнено ангелами и святыми. Все они стояли с главами преклоненными и обращенными к Спасителю; руки они держали скрещенными на груди.


Ангелы и святые пребывали в великом благоговении, страхе и молчании и как бы насыщались от эфирно-розового света, исходящего от Спасителя и Его ран. Этот же свет от ран Христовых лучом падал и на Святые Тайны, находившиеся на престоле.

Другой свет шел из небесной выси. По словам старца Гавриила, этот свет был мягко-ярким, неописуемой красоты и величия. Именно к нему был обращен Спаситель, Который Сам Себя приносил в жертву.

Когда отец Гавриил пришел в себя, оказалось, что его уста произносят слова молитвы: «И сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего. Аминь. А еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего. Аминь. Преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь». От страха и трепета старец заплакал навзрыд.
Впоследствии старец Гавриил не мог совершать литургию без слез — такое сильное впечатление осталось у него от видения Христовой Жертвы за грехи людей.




***


Валаамскому схимнику Кириаку во время литургии было видение. Он стоял в алтаре, и, когда служащий священник возгласил: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще, о всех и за вся», от престола излилось необычайное благоухание. Когда же священник стал молиться о снисхождении Святого Духа на предлежащие Дары, Кириак увидел, что алтарь наполнился херувимами, которые окружили престол. Священника объял огонь, и, как только он сделал земной поклон перед престолом, с вышины слетел белый голубь, который стал парить над дискосом. Затем голубь взлетел на верх святой чаши и, сжав крылья, опустился в нее. И тотчас ангелы, падши ниц, поклонились святому престолу. Когда священник возгласил: «Изрядно о Пресвятей», Небесные Силы опять поклонились до земли. После пения «Достойно есть» они поклонились в третий раз. Затем ангелы окружили священника, осенили его главу пречудной плащаницей и после этого стали невидимы.




***


Великий афонский подвижник иеросхимонах Тихон († 1968) в своем уединенном афонском храме совершал литургию с помощью только одного монаха-певца. Он поступал так потому, что хотел в алтаре в полном одиночестве свободно предаваться углубленной молитве. Когда начиналась Херувимская песнь, отец Тихон обычно на двадцать — тридцать минут погружался в духовные созерцания. Поэтому монах многократно повторял Херувимскую песнь до тех пор, пока не слышал шаги отца Тихона, идущего из алтаря на Великий вход. Как-то после службы певчий спросил:


— Что ты видишь, старче?
— Херувимов и серафимов, славословящих Бога. Мой ангел-хранитель отпускает меня только через полчаса, и тогда я продолжаю Божественную литургию.


Иногда иеросхимонах Тихон совершал литургию и без помощи певчего. Однако при этом пение в храме всё же звучало! Однажды старца посетил Феоклит Дионисиат. Отец Тихон находился в храме, и оттуда слышалось умилительное пение. Феоклит хотел было войти внутрь, но дверь оказалась закрытой. Не желая никого беспокоить стуком в дверь, он решил дождаться окончания службы около храма. Вскоре пение стихло, и через некоторое время отец Тихон открыл дверь. Войдя внутрь, Феоклит не нашел там никого, кроме отца Тихона. Это его поразило, и он понял, что за литургией пели ангелы.











Почему даже некоторые постоянные прихожане православных храмов не придают большого значения проскомидии? Видимо, потому, что она совершается в алтаре незримо для их взора. Тем не менее эта первая часть литургии имеет глубокий духовный смысл. На проскомидии, благодаря особым священнодействиям, хлеб и вино становятся веществом для Евхаристии. Во время совершения проскомидии также происходит поминовение членов Церкви Христовой — небесной и земной.


Молитвы и священнодействия проскомидии имеют двоякое значение. С одной стороны, они изображают рождение Христа, с другой — Его страдания и смерть. Так, приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца из просфоры знаменуют рождение Иисуса Христа. При этом жертвенник олицетворяет вертеп, дискос — ясли, в которых был положен Младенец Христос, звездица — звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, покровцы — пелены, которыми был повит Спаситель. Чаша, кадильница и фимиам напоминают о дарах, принесенных волхвами. Молитвы, произносимые священником и диаконом, напоминают о поклонении и славословии, которые воздали Спасителю вифлеемские пастухи и восточные волхвы.

Крестообразное разрезание Агнца и прободение Его копием означают распятие Иисуса Христа.
Изъятие частиц из просфор и расположение их на дискосе вокруг Святого Агнца символизируют Церковь Божию, главой которой является Господь Иисус Христос. Иеросхимонах Тихон Афонский, основываясь на своем духовном опыте, говорил, что в алтаре на проскомидии, когда священник поминает святых и вынимает за них частицы из девятичинной просфоры, невидимо присутствуют ангелы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, бессребреники и все праведники. Они приходят на помощь всем, о ком совершается во время проскомидии молитвенное поминовение.
Священнодействия проскомидии носят символический характер. Однако мы должны знать, что символы церковных священнодействий наполнены небесной реальностью.




***


Один из самых прославленных греческих святых старец Паисий (1924–1994) в молодости прислуживал за богослужениями в монастырском храме. Как-то раз во время совершения проскомидии он наяву увидел на дискосе очень маленького ягненка. Когда священник произнес молитву и погрузил копие в лежащий на дискосе Агнец, вырезанный из просфоры, ягненок забился и затрепетал от боли. После этого случая отец Паисий уже не осмеливался входить в алтарь. Его охватывал священный страх при размышлении о великом таинстве, которое совершается в алтаре. До конца своих дней он оставался простым монахом, отклоняя все предложения о принятии священного сана.




***


(из жития святителя Григория Двоеслова)
"Однажды, когда он совершал Литургию, одна известная римлянка принесла просфоры к Божественному алтарю. Настало время причастия. Но когда женщина услышала слова Григория: «преподается животворящее тело Господа нашего Иисуса Христа», то засмеялась. Григорий Двоеслов, задержав свою руку, спросил ее:
— Чему же ты смеешься?
— Мне странно, владыка, — ответила она на это, — что хлеб, который я испекла из муки своими руками, ты называешь Телом Христовым.


Видя ее неверие, святой помолился Богу, и тотчас же хлеб превратился в настоящее человеческое тело. Это окровавленное человеческое мясо видели все присутствовавшие в церкви люди. После этого святитель Григорий снова помолился, и вид тела человеческого претворился опять в хлеб. Тогда женщина та причастилась с великим страхом и твердою верою, приняв хлеб, как Тело Христово, а вино — как Кровь Христову."



***


Однажды за литургией преподобный Серафим Саровский, служа диаконом, после Малого входа на солее возгласил: «Господи, спаси благочестивый и услыши ны!» Затем он повернулся к народу и обвел предстоящих орарем, возглашая: «И во веки веков!» Вдруг внешний вид преподобного изменился и он, вместо того чтобы войти в Царские врата, застыл на месте. Все присутствовавшие в храме заметили, что с ним произошло нечто необычное. Два иеродиакона взяли преподобного Серафима под руки и ввели в алтарь. Здесь он простоял около трех часов, причем его внешний вид неоднократно менялся.


Придя в себя, преподобный Серафим наедине рассказал старшим из монастырской братии о своем видении: «Только что провозгласил я, убогий „Господи, спаси благочестивыя и услышины!“ и, наведя орарем на народ, окончил: „И во веки веков!“ — вдруг озарил меня луч как бы солнечного света. Взглянув на это сияние, увидел я Господа и Бога нашего Иисуса Христа в образе Сына Человеческого, во славе и неизреченным светом сияющего, окруженного Небесными силами, ангелами, архангелами, херувимами и серафимами, как бы роем пчелиным, и от западных церковных врат грядущего на воздухе.

Приблизясь в таком виде до амвона и воздвигнув пречистые Свои руки, Господь благословил служащих и предстоящих. После этого, вступив во святой местный образ Свой, что по правую сторону Царских врат, преобразился, окружаемый ангельскими ликами, сиявшими неизреченным светом во всю церковь. Я же, земля и пепел, сретая тогда Господа Иисуса на воздухе, удостоился особенного от Него благословения; сердце мое возрадовалось чисто, просвещенно, в сладости любви ко Господу!».



***


Однажды старец Иаков Эвбейский, будучи священником, совершал литургию. На Великом входе он вдруг почувствовал, как кто-то сзади подталкивает его в плечо и направляет к святому престолу. Старец, подумав, что это делает псаломщик, сказал:


— Благословенный! Какое нечестие: ты вошел в Царские врата и меня толкаешь!
Обернувшись, отец Иаков, однако, вместо псаломщика увидел архангела, который своим крылом направлял его движение во время Великого входа.


Одному из своих духовных чад старец Иаков говорил:
— Люди, чадо мое, слепы и не видят, что бывает в храме на Божественной литургии. Некоторый раз не могу выдержать и сажусь на стул, в то время как другие сослужители думают, — что у меня плохо со здоровьем, но не знают они, что бывает в алтаре в продолжение Божественной литургии. Однако какой большой размах крыла, чадо мое, имеют ангелы!




***


Преподобный Арсений Каппадокийский († 1924) многие годы служил приходским священником в Фарасе, в одном из христианских селений Турции. Однажды на Пасху, когда он совершал литургию, в храм явился турок, главарь шайки разбойников. Заметив этого вооруженного и дерзко ведущего себя человека, преподобный Арсений велел передать ему, чтобы он немедленно вышел из храма. Однако разбойник на просьбу никак не прореагировал. Обращаться к нему повторно преподобный не стал и спокойно продолжил служение дальше.


Когда на Великом входе отец Арсений вышел со Святыми Дарами из алтаря, турок увидел его идущим не по земле, а по воздуху. Тотчас тело разбойника начало так сильно трястись, что он хотел было выбежать из церкви, но не смог этого сделать, оказавшись связанным невидимыми путами. Войдя в алтарь, преподобный Арсений подал ему знак, чтобы уходил. Почувствовав себя освобожденным от пут, турок, дрожа всем телом, вышел из храма и рухнул на землю, как мертвец. Неподвижным он лежал до тех пор, пока отец Арсений, закончив службу, не поднял его с земли.

Преподобный строго укорил разбойника, но ради праздника Пасхи дал ему пять пиастров и отпустил. Испуганный турок немедленно собрал всех своих товарищей, окруживших селение, и увел их подальше от него.


В Житиях святых встречаются описания снисхождения во время литургии Божественного огня. Как это происходило?


Ученики преподобного Евфимия Великого однажды стали свидетелями чуда. Преподобный Евфимий совершал литургию. Во время пения Трисвятого его ученики вдруг увидели, как с неба сошел огонь и окружил преподобного. С этого момента и до окончания службы святой стоял перед престолом в огненном столпе.



***


О подобном случае повествуется и в Житии преподобного Сергия Радонежского. Во время служения Божественной литургии преподобным Сергием его ученик Симон увидел, как небесный огонь сошел на Святые Тайны в минуту их освящения. Затем огонь стал перемещаться по святому престолу, обвиваясь вокруг него и озаряя весь алтарь необыкновенным светом. Симон увидел, что небесный огонь окружил со всех сторон и преподобного Сергия, священнодействующего у престола. Когда настало время причащения, Божественный огонь свился, словно пелена, и вошел внутрь потира. На глазах изумленного Симона преподобный причастился этого огня и воссиял светом, как в древности купина, неопально горевшая.


От преподобного Сергия не укрылось, что его ученик изменился в лице. Поэтому после причащения, отойдя от престола, он спросил:
— Чего так устрашился дух твой, чадо мое?
— Я видел благодать Святого Духа, отче, — отвечал Симон.
— Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не позовет меня из этой жизни, — заповедал ему смиренный авва.




***


Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский († 1922), обладал даром слезной молитвы, благодатную силу которой люди ощущали во время богослужений. Однажды, когда он совершал литургию в Александро-Невской Лавре, Божественный огонь сошел в святую чашу. Очевидец этого чуда иеросхимонах Сампсон вспоминал:


— Огромный пучок огня вращался, вращался над чашей — и в чашу! Но не все это видели. Некоторым не было открыто, потому что не всем всегда открывается. Стоявшие возле престола архимандриты и игумены не все видели, только слышали шум и решили, что это сквозняк гуляет в алтаре. На самом деле никакого сквозняка не было.



***


Один из самых известных наместников Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев; 1792–1877) в одном из своих писем святителю Филарету, митрополиту Московскому, писал:


«Не могу удержать души своей, чтобы не сообщить со страхом и радостью следующее событие: 17 марта в Куряжском монастыре близ Харькова, в 7 верстах, во время обедни при освящении Святых Даров, когда братия посреди церкви пела: „Тебе поем, Тебе благословим“, иеромонах Илиодор, положив земной поклон и трижды воскликнув: „И молимтися, и молимтися, и молимтися“, вдруг стал глух и нем, но в необыкновенно умилительном состоянии духа; и когда, через неделю после того, приобщился Святых Даров, тотчас по принятии их прочитал громко благодарственные молитвы и объявил, что, когда он, положив земной поклон, взглянул на Святую Трапезу, то увидел огнь на ней, который, разгорясь, объял престол, алтарь и всю церковь; и то чудное видение сопровождалось пением ангельским: „И молимтися, и молимтися, и молимтися“.



***


Святитель Нифонт Кипрский во время совершения литургии увидел, как с неба сошел огонь, который покрыл служащего архиерея и наполнил собой весь алтарь. В момент Великого входа, когда дискос с Агнцем переносился с жертвенника на престол, перед взором святителя Нифонта отверзлось небо и все вокруг исполнилось неземным благоуханием.


Потом появились ангелы, которые принесли прекрасного Отрока и поставили его на дискос. Окружив престол, они с благоговением служили Ему, а два серафима и два херувима, паря над ним, покрывали Его своими крыльями. Когда наступило время освящения Даров, один из светлейших ангелов взял нож и заколол Отрока. Затем он наполнил чашу Кровью, а Тело положил на дискос. После причащения святитель Нифонт вдруг увидел Отрока вновь целым. Он наблюдал, как ангелы взяли Его на свои руки и вознесли на Небо. Об этом видении впоследствии святитель рассказал своему ученику, а тот записал его для духовной пользы всех христиан.
Tags: Бог Вера, Чудеса Христианства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 17 comments