Исторические анекдоты
В детстве Александр Дюма-сын был очень сообразительным и находчивым ребёнком. Однажды, когда ему было всего семь лет, один старый аристократ, знакомый его отца, заметил в присутствии мальчика:

Луи Буланже. Портрет Александра Дюма-сына в детстве
- Обычно такие умные дети с возрастом глупеют.
Младший Дюма услышал эту фразу и сказал с невинным видом:
- А вы, сударь, по всей видимости были необычайно умным ребёнком!

Мамонт Дальский. Фотография 1900 года с автографом Корнею Чуковскому
Однажды знаменитый актер Мамонт Дальский был приглашен на гастроли в роли Гамлета в небольшой украинский городок. Но ему забыли сообщить, что все спектакли в нем идут на украинском языке. В первом действии Дальский вышел на сцену, прочел свой монолог... Затем, как положено, появилась тень его отца со словами:
— Хамлету! Син мій! Це батько твій!
— Да ну вас на хрен с такими родственниками, — сказал Мамонт Дальский и покинул театр, а затем и город.

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Генриха VIII
Однажды художник Ганс Гольбейн Младший, который работал при дворе английского короля Генриха VIII, рассердился на одного лорда, который, посещая мастерскую художника, вел себя слишком бесцеремонно и нагло. Недолго думая, Гольбейн спустил нахала с лестницы. Оскорбленный лорд пожаловался королю, грозя убить обидчика.
- Милорд, - сурово сказал король, - я запрещаю вам покушаться на него под страхом вашей собственной смерти. Знаете ли вы, какая разница между вами и Гольбейном? Я сейчас же могу взять семь мужиков и сделать из них семь лордов, таких же, как вы. Но я не смогу даже из семи лордов сделать одного Гольбейна!

Федерико Гарсиа Лорка. Рисунок
В день отъезда из Гаваны в честь Федерико Гарсиа Лорки был устроен прощальный банкет, на который собралась вся интеллектуальная, художественная и поэтическая элита города. Когда торжество было в самом разгаре, неожиданно на Гавану обрушился мощнейший тропический ливень. Федерико был изумлен, поскольку все три месяца его пребывания на Кубе были только солнечные дни. Поэт выбежал под дождь на улицу, чтобы вволю полюбоваться им. За ним вышли и его друзья, продолжавшие громко разговаривать. И тогда, чтобы этот гомон не отвлекал его от созерцания первозданной стихии, почти библейского потопа, Лорка прижал палец к губам. Все замолчали. А позднее появилась легенда о том, как Лорка. истинный маг и волшебник, в ночь с 11 на 12 июня 1930 года вызвал сильнейший ливень над Гаваной — просто чтобы полюбоваться им...

Иван Айвазовский, Илья Репин. Прощание Пушкина с морем. 1877
Отправляясь к месту службы в Кишинев Александр Пушкин сделал остановку в Екатеринославе (совр.Днепр). Как оказалось, в городе его уже знали как знаменитого поэта. Двое его восторженных почитателей, профессор местной семинарии А.С.Понятовский и помещик С.С.Клевцов, отправились в дом, где Пушкин остановился. Когда они вошли в комнату, занимаемую поэтом, Пушкин встретил гостей, держа в зубах булку с икрою, а в руках стакан красного вина.
— Что вам угодно? — неприветливо спросил он вошедших.
И когда они сказали, что желали иметь честь видеть славного писателя, то славный писатель отчеканил им следующую фразу:
— Ну, теперь видели? До свидания!
P.S. Искупавшись в Днепре, Пушкин заболел воспалением легких. В конце мая 1820 года его друзья Раевские увезли его с собою в Крым и на Кавказ для поправления здоровья.
Однажды, когда Петр Ильич Чайковский впервые услышал оперу "Алеко" молодого Сергея Рахманинова, он настолько вдохновился его музыкой, что, подошел к начинающему композитору и, высказав свой восторг, предложил, чтобы "Алеко" исполнили в одном концерте с его "Иолантой", поскольку обе оперы короткие. Рахманинов от волнения, вызванного столь неожиданным предложением, не мог не только ответить, но даже пошевелиться. Чайковский, заметил это и сказал:
- Вам нечего сказать? Ну вы просто подмигните, если согласны.
Рахманинов, естественно, подмигнул.
На что Пётр Ильич не преминул заметить:
- Какой игривый молодой человек!

Андре Жиль. Карикатура на писателя Александра Дюма-отца. Журнал "La lune", 1866 г.
Композитор Рихард Вагнер имел обыкновение принимать гостей и совершать визиты в средневековом костюме. Когда однажды его посетил писатель Александр Дюма-отец, то очень смеялся над одеждой композитора, чем ужасно его обидел. Более того, Дюма, хохоча, расспрашивал Вагнера, зачем тот так одевается, но композитор лишь обиженно молчал.
Спустя некоторое время по приезде в Париж Вагнер отправился к Дюма с ответным визитом. Дюма заставил его прождать довольно долго, а затем вышел к нему в роскошном халате, затканнном цветами, в шляпе с перьями и в огромных сапогах. Вагнер в полном недоумении застыл перед хозяином дома, разглядывая его нелепый костюм.
- Извините, дорогой друг, - серьезно сказал Дюма, - что я принимаю вас в своем рабочем костюме. Но дело в том, что без него я не могу написать ни строчки! Половина моих мыслей таится в этой шляпе, а другая половина - в этих сапогах, которые мне нужны для того, чтобы описывать любовные похождения.

Ричард Вестолл. Портрет лорда Байрона. 1813
Лорд Байрон очень любил животных, и когда учился в Кембридже, то очень хотел завести себе питомца. Однако согласно правилам проживания в общежитии его колледжа, студент не имел права завести себе ни кошку, ни собаку. Тогда Байрон поселил в своей комнате маленького медвежонка, поскольку в уставе запрет конкретно на медведя прописан не был. Заставить его избавиться от животного администраця не смогла, и медвежонок некоторое время обитал в его комнате к полному восторгу его друзей.

Людвиг Гуттенбрунн. Портрет И.П.Архарова. 1800
Иван Петрович Архаров, генерал от инфантерии, бывший одно время московским военным губернатором, слыл самым гостеприимным хозяином в Москве. Рассказывали, что встречая особо почетных или любимейших гостей, он обычно говаривал так:
- Чем же почтить мне дорогого гостя? Прикажи только, и я для тебя зажарю любую дочь мою!
P.S. У Архарова от двух браков было пятеро дочерей и ни одного сына.

Владимир Лебедев. Белинский и Тургенев
Известный литературный критик Виссарион Белинский дружил с молодым писателем Иваном Тургеневым, но мог и по отечески строго или даже язвительно его покритиковать. Однажды Белинский узнал, что Тургенев во время посещения великосветских салонов уверяет своих знакомых, что будто бы не берет литературного гонорара и отдает свои произведения в журналы даром. Белинский после этого возмущенно его отчитывал:
- Да как вы решились сказать такую пошлость, вы, Тургенев!.. Да разве это постыдно - брать деньги за собственный труд? Или по вашим понятиям только тунеядец может быть порядочным человеком?!

Неизвестный художник. Портрет Никколо Паганини в юности
В юности великий скрипач Никколо Паганини был чрезвычайно суеверен и ужасно боялся дьявола. Однажды вместе с приятелем он зашел в игорный дом. Надо сказать, что чтрасть к азартным играм досталась Паганини по наследству, — его отец любил острые ощущения и много раз спускал за игровым столом все до нитки. Не везло в игре и Паганини, но проигрыши его, как и его отца, не останавливали.
Однако в тот вечер, зайдя в игорный дом с несколькими лирами в кармане, скрипач покинул его на следующее утром с целым состоянием. Но вместо того чтобы радоваться, Паганини очень испугался.
- Это он! - сказал он другу ужасным шепотом.
-Кто?
- Дьявол!
- С чего ты взял?
- Но я же всегда проигрывал?
- А может, сегодня Бог тебе помог...
- Вряд ли Бог заботится о том, чтобы человек получил кучу незаработанных денег. Нет, это точно дьявол, это его происки!
И с этого дня суеверный музыкант больше никогда не посещал подобных заведений.

Натан Рахлин дирижирует
Однажды Государственный академический симфонический оркестр СССР, которым тогда руководил дирижер Натан Рахлин, репетировал симфонию-кантату Юрия Шапорина «На поле Куликовом», созданную на стихи Александра Блока. Музыканты работали над хором «Мамай залег с ордой под Киевом», все шло хорошо. А в перерыве к дирижеру Рахлину подошел один из музыкантов и заявил:
- Натан Григорьевич, таки-музыка дрянь, но одно место мне нравится.
- Какое?
- Там, где уже Мамай залег с Ордой! Наверное, Орда все-таки была интересная женщина!!!

Балет "Дочь фараона". Фотография 1860-х гг.
Однажды, когда на сцене Мариинского театра шел балет Цезаря Пуни «Дочь фараона», поставленный Мариусом Петипа, оказалось, что один из статистов, который должен был изображать льва, заболел. Этот лев появлялся в первом акте, преследуя главную героиню. Он сначала должен был пробежать по сцене, потом подняться на скалу и упасть с нее, сраженный стрелой охотника. Ситуация была безвыходной, и вместо заболевшего артиста в костюм льва нарядили другого статиста, менее опытного.
Спектакль начался, и поначалу все шло прекрасно. Лев вышел на сцену, важно прошелся по скале. Охотник выстрелил, и в этот момент произошла заминка. Пораженный стрелой, лев явно испугался высоты и в нерешительности топтался на краю скалы, виновато поглядывая на Петипа, в ужасе застывшего в кулисах.
Отчаявшийся балетмейстер придал лицу свирепое выражение и показал льву кулак. И тут случилось чудо. Лев поднялся на задние лапы, перекрестился правой передней лапой и прыгнул вниз.

Сцена из балета "Пламя Парижа". Михайловский театр в Санкт-Петербурге
Однажды знаменитый режиссер и театральный деятель Владимир Немирович-Данченко смотрел в Большом театре балет «Пламя Парижа». На месте рядом с ним оказался какой-то молоденький парнишка деревенского вида. Какое-то время наблюдая за происходящим на сцене, сосед наклонился в сторону режиссера и спросил:
— А когда петь будут?
На что Немирович-Данченко назидательно ответил:
— Молодой человек, это балет, здесь не поют.
В этот момент из-за кулис раздалось пение хора, исполнявшего «Марсельезу». Парень повернулся к Немировичу-Данченко, сияя добродушной улыбкой, и сказал:
— Что дедуль, тоже, небось, первый раз в театре?
https://nikonova-alina.livejournal.com/

Луи Буланже. Портрет Александра Дюма-сына в детстве
- Обычно такие умные дети с возрастом глупеют.
Младший Дюма услышал эту фразу и сказал с невинным видом:
- А вы, сударь, по всей видимости были необычайно умным ребёнком!
* * *

Мамонт Дальский. Фотография 1900 года с автографом Корнею Чуковскому
Однажды знаменитый актер Мамонт Дальский был приглашен на гастроли в роли Гамлета в небольшой украинский городок. Но ему забыли сообщить, что все спектакли в нем идут на украинском языке. В первом действии Дальский вышел на сцену, прочел свой монолог... Затем, как положено, появилась тень его отца со словами:
— Хамлету! Син мій! Це батько твій!
— Да ну вас на хрен с такими родственниками, — сказал Мамонт Дальский и покинул театр, а затем и город.
* * *

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Генриха VIII
Однажды художник Ганс Гольбейн Младший, который работал при дворе английского короля Генриха VIII, рассердился на одного лорда, который, посещая мастерскую художника, вел себя слишком бесцеремонно и нагло. Недолго думая, Гольбейн спустил нахала с лестницы. Оскорбленный лорд пожаловался королю, грозя убить обидчика.
- Милорд, - сурово сказал король, - я запрещаю вам покушаться на него под страхом вашей собственной смерти. Знаете ли вы, какая разница между вами и Гольбейном? Я сейчас же могу взять семь мужиков и сделать из них семь лордов, таких же, как вы. Но я не смогу даже из семи лордов сделать одного Гольбейна!
* * *

Федерико Гарсиа Лорка. Рисунок
В день отъезда из Гаваны в честь Федерико Гарсиа Лорки был устроен прощальный банкет, на который собралась вся интеллектуальная, художественная и поэтическая элита города. Когда торжество было в самом разгаре, неожиданно на Гавану обрушился мощнейший тропический ливень. Федерико был изумлен, поскольку все три месяца его пребывания на Кубе были только солнечные дни. Поэт выбежал под дождь на улицу, чтобы вволю полюбоваться им. За ним вышли и его друзья, продолжавшие громко разговаривать. И тогда, чтобы этот гомон не отвлекал его от созерцания первозданной стихии, почти библейского потопа, Лорка прижал палец к губам. Все замолчали. А позднее появилась легенда о том, как Лорка. истинный маг и волшебник, в ночь с 11 на 12 июня 1930 года вызвал сильнейший ливень над Гаваной — просто чтобы полюбоваться им...
* * *

Иван Айвазовский, Илья Репин. Прощание Пушкина с морем. 1877
Отправляясь к месту службы в Кишинев Александр Пушкин сделал остановку в Екатеринославе (совр.Днепр). Как оказалось, в городе его уже знали как знаменитого поэта. Двое его восторженных почитателей, профессор местной семинарии А.С.Понятовский и помещик С.С.Клевцов, отправились в дом, где Пушкин остановился. Когда они вошли в комнату, занимаемую поэтом, Пушкин встретил гостей, держа в зубах булку с икрою, а в руках стакан красного вина.
— Что вам угодно? — неприветливо спросил он вошедших.
И когда они сказали, что желали иметь честь видеть славного писателя, то славный писатель отчеканил им следующую фразу:
— Ну, теперь видели? До свидания!
P.S. Искупавшись в Днепре, Пушкин заболел воспалением легких. В конце мая 1820 года его друзья Раевские увезли его с собою в Крым и на Кавказ для поправления здоровья.
* * *

Однажды, когда Петр Ильич Чайковский впервые услышал оперу "Алеко" молодого Сергея Рахманинова, он настолько вдохновился его музыкой, что, подошел к начинающему композитору и, высказав свой восторг, предложил, чтобы "Алеко" исполнили в одном концерте с его "Иолантой", поскольку обе оперы короткие. Рахманинов от волнения, вызванного столь неожиданным предложением, не мог не только ответить, но даже пошевелиться. Чайковский, заметил это и сказал:
- Вам нечего сказать? Ну вы просто подмигните, если согласны.
Рахманинов, естественно, подмигнул.
На что Пётр Ильич не преминул заметить:
- Какой игривый молодой человек!
* * *

Андре Жиль. Карикатура на писателя Александра Дюма-отца. Журнал "La lune", 1866 г.
Композитор Рихард Вагнер имел обыкновение принимать гостей и совершать визиты в средневековом костюме. Когда однажды его посетил писатель Александр Дюма-отец, то очень смеялся над одеждой композитора, чем ужасно его обидел. Более того, Дюма, хохоча, расспрашивал Вагнера, зачем тот так одевается, но композитор лишь обиженно молчал.
Спустя некоторое время по приезде в Париж Вагнер отправился к Дюма с ответным визитом. Дюма заставил его прождать довольно долго, а затем вышел к нему в роскошном халате, затканнном цветами, в шляпе с перьями и в огромных сапогах. Вагнер в полном недоумении застыл перед хозяином дома, разглядывая его нелепый костюм.
- Извините, дорогой друг, - серьезно сказал Дюма, - что я принимаю вас в своем рабочем костюме. Но дело в том, что без него я не могу написать ни строчки! Половина моих мыслей таится в этой шляпе, а другая половина - в этих сапогах, которые мне нужны для того, чтобы описывать любовные похождения.
* * *

Ричард Вестолл. Портрет лорда Байрона. 1813
Лорд Байрон очень любил животных, и когда учился в Кембридже, то очень хотел завести себе питомца. Однако согласно правилам проживания в общежитии его колледжа, студент не имел права завести себе ни кошку, ни собаку. Тогда Байрон поселил в своей комнате маленького медвежонка, поскольку в уставе запрет конкретно на медведя прописан не был. Заставить его избавиться от животного администраця не смогла, и медвежонок некоторое время обитал в его комнате к полному восторгу его друзей.
* * *

Людвиг Гуттенбрунн. Портрет И.П.Архарова. 1800
Иван Петрович Архаров, генерал от инфантерии, бывший одно время московским военным губернатором, слыл самым гостеприимным хозяином в Москве. Рассказывали, что встречая особо почетных или любимейших гостей, он обычно говаривал так:
- Чем же почтить мне дорогого гостя? Прикажи только, и я для тебя зажарю любую дочь мою!
P.S. У Архарова от двух браков было пятеро дочерей и ни одного сына.
* * *

Владимир Лебедев. Белинский и Тургенев
Известный литературный критик Виссарион Белинский дружил с молодым писателем Иваном Тургеневым, но мог и по отечески строго или даже язвительно его покритиковать. Однажды Белинский узнал, что Тургенев во время посещения великосветских салонов уверяет своих знакомых, что будто бы не берет литературного гонорара и отдает свои произведения в журналы даром. Белинский после этого возмущенно его отчитывал:
- Да как вы решились сказать такую пошлость, вы, Тургенев!.. Да разве это постыдно - брать деньги за собственный труд? Или по вашим понятиям только тунеядец может быть порядочным человеком?!
* * *

Неизвестный художник. Портрет Никколо Паганини в юности
В юности великий скрипач Никколо Паганини был чрезвычайно суеверен и ужасно боялся дьявола. Однажды вместе с приятелем он зашел в игорный дом. Надо сказать, что чтрасть к азартным играм досталась Паганини по наследству, — его отец любил острые ощущения и много раз спускал за игровым столом все до нитки. Не везло в игре и Паганини, но проигрыши его, как и его отца, не останавливали.
Однако в тот вечер, зайдя в игорный дом с несколькими лирами в кармане, скрипач покинул его на следующее утром с целым состоянием. Но вместо того чтобы радоваться, Паганини очень испугался.
- Это он! - сказал он другу ужасным шепотом.
-Кто?
- Дьявол!
- С чего ты взял?
- Но я же всегда проигрывал?
- А может, сегодня Бог тебе помог...
- Вряд ли Бог заботится о том, чтобы человек получил кучу незаработанных денег. Нет, это точно дьявол, это его происки!
И с этого дня суеверный музыкант больше никогда не посещал подобных заведений.
* * *

Натан Рахлин дирижирует
Однажды Государственный академический симфонический оркестр СССР, которым тогда руководил дирижер Натан Рахлин, репетировал симфонию-кантату Юрия Шапорина «На поле Куликовом», созданную на стихи Александра Блока. Музыканты работали над хором «Мамай залег с ордой под Киевом», все шло хорошо. А в перерыве к дирижеру Рахлину подошел один из музыкантов и заявил:
- Натан Григорьевич, таки-музыка дрянь, но одно место мне нравится.
- Какое?
- Там, где уже Мамай залег с Ордой! Наверное, Орда все-таки была интересная женщина!!!
* * *

Балет "Дочь фараона". Фотография 1860-х гг.
Однажды, когда на сцене Мариинского театра шел балет Цезаря Пуни «Дочь фараона», поставленный Мариусом Петипа, оказалось, что один из статистов, который должен был изображать льва, заболел. Этот лев появлялся в первом акте, преследуя главную героиню. Он сначала должен был пробежать по сцене, потом подняться на скалу и упасть с нее, сраженный стрелой охотника. Ситуация была безвыходной, и вместо заболевшего артиста в костюм льва нарядили другого статиста, менее опытного.
Спектакль начался, и поначалу все шло прекрасно. Лев вышел на сцену, важно прошелся по скале. Охотник выстрелил, и в этот момент произошла заминка. Пораженный стрелой, лев явно испугался высоты и в нерешительности топтался на краю скалы, виновато поглядывая на Петипа, в ужасе застывшего в кулисах.
Отчаявшийся балетмейстер придал лицу свирепое выражение и показал льву кулак. И тут случилось чудо. Лев поднялся на задние лапы, перекрестился правой передней лапой и прыгнул вниз.
* * *

Сцена из балета "Пламя Парижа". Михайловский театр в Санкт-Петербурге
Однажды знаменитый режиссер и театральный деятель Владимир Немирович-Данченко смотрел в Большом театре балет «Пламя Парижа». На месте рядом с ним оказался какой-то молоденький парнишка деревенского вида. Какое-то время наблюдая за происходящим на сцене, сосед наклонился в сторону режиссера и спросил:
— А когда петь будут?
На что Немирович-Данченко назидательно ответил:
— Молодой человек, это балет, здесь не поют.
В этот момент из-за кулис раздалось пение хора, исполнявшего «Марсельезу». Парень повернулся к Немировичу-Данченко, сияя добродушной улыбкой, и сказал:
— Что дедуль, тоже, небось, первый раз в театре?
https://nikonova-alina.livejournal.com/