
«Взятие Константинополя крестоносцами». Худ. Эжен Делакруа. 1840 год.
Сами крестоносцы полагали себя героями, сражающимися за Иерусалим, за Гроб Господний. При этом участники Крестовых походов называли себя не крестоносцами (термин появился в 15 веке), а пилигримами (паломниками), походы же свои — паломничествами, или «священной дорогой»…
Четвертый крестовый поход стоял особняком. Инициировал этот поход на Восток папа Иннокентий III в 1198 году. Чтобы собрать средства для похода, Иннокентий III ввёл особый сбор с духовенства – в размере 1/40 годового дохода с церквей и монастырей. Поход должен был начаться победой над Египтом, с последующим захватом Иерусалима. Кратчайший путь к цели похода лежал через море, и крестоносцы решили воспользоваться венецианским флотом, самым мощным в Средиземноморье.

Разграбление латинянами Константинополя в 1204 году
Однако «паломники» значительно отклонились от предполагаемого маршрута. Сначала они по договоренности между предводителем крестоносцев Бонифацием Монферратским и венецианским дожем Дандоло всеми силами обрушились на христианский город Задар (в настоящее время — территория Хорватии). Этот крупный город-порт, удачно расположенный на Адриатическом побережье Балканского полуострова давно был предметом вожделений Венеции. После упорного сопротивления осажденных защитников города, Задар был взят (1202 г.). В городе начались привычные для крестоносцев убийства, насилия и грабежи…
Далее путь «паломников», по наущению дожа Дандоло лежал на Византийскую империю, которая являлась серьезным соперником Венеции в борьбе за первенство в торговле по Средиземному морю…
В итоге «освободители Гроба Господня» оказались под стенами христианской столицы христианской империи - города Константинополя.
Быстро нашлась у крестоносцев и «христианская» мотивация этому:
«Православные такие еретики, что самого Бога тошнит».
На захват Константинополя была получена санкция католической церкви. Накануне штурма православной столицы, католическое духовенство, находящееся при армии, укрепляло веру крестоносцев в то, что захват Константинополя – богоугодное дело, за которое следует отпущение грехов…
13 апреля 1204 года крестоносцы штурмом овладели столицей Византии. Ворвавшись в Константинополь, «паломники» убивали жителей, грабили дворцы и храмы, купеческие склады и дома горожан, насиловали женщин, поджигали дома… Крестоносцы разрушали бесценные памятники культуры. Были уничтожены уникальные античные памятники, богатейшие книгохранилища, сохранявшиеся в Константинополе сотни лет. В грабежах приняли участие, пришедшие с крестоносцами, католические епископы и священники…
Уцелевший византийский историк Никита Хониат запишет:
«Трудно и невозможно было смягчить мольбами и умилостивить этот варварский народ. Всякий должен был опасаться за свою жизнь: на улицах плач, вопли и стенания, на перекрестках рыдания, в храмах жалобные стоны. Таким-то образом беззаконничали западные войска, всех лишая денег и имущества, жилищ и одежд… На перекрёстках, в переулках, в храмах - повсюду жалобы, плач, рыдания, стоны, крики мужчин, вой женщин, грабежи, прелюбодейство, плен, разлука друзей. Бедствия распространялись повсюду… Святые образа бесстыдно потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости! Но, что страшно промолвить и что можно было видеть своими глазами: божественное тело и кровь Христовы были разлиты и разбросаны по земле.
Святые аналои, затканные драгоценностями и необыкновенной красоты, приводившей в изумление, были разрублены на куски и разделены между воинами, вместе с другими великолепными вещами...
Итак, прекрасный город Константина, предмет всеобщих похвал и повсюдных разговоров, был истреблен огнем, унижен, разграблен и лишен всего имущества, как общественного, так принадлежавшего частным лицам и посвященного Богу, бродяжническими западными племенами, большею частию мелкими и безвестными, соединившимися между собою для разбойнических морских наездов и двинувшимися против нас под благовидным предлогом небольшого уклонения от предпринятого будто бы пути на помощь Исааку Ангелу и сыну, которого он к несчастию родил на погибель отечества и которого они привезли с собою, как самого отличного и самого дорогого своего спутника. Сонливость и беспечность управлявших тогда римским государством сделали ничтожных разбойников нашими судьями и карателями!
О всех этих событиях с царственным городом не было предуказано никаким знамением, ни небесным, ни земным, какие прежде во множестве являлись, предвещая людям бедствия и смертоносные наваждения зол. Ни кровавый дождь не шел с неба, ни солнце не обагрялось кровию, ни огненные камни не падали из воздуха, ни другого чего-либо необыкновенного в каком-нибудь отношении не было заметно. Многоногая и многорукая правда, не шевельнув пальцем, подкралась к нам совершенно беззвучными шагами и, напавши на город и на нас, как неутомимая карательница, сделала нас злосчастнейшими из людей. В тот день, когда город был взят, грабители, врываясь в обывательские дома, расхищали все, что находили в них, и затем пытали домовладетелей, не скрыто ли у них чего-нибудь еще, иной раз прибегая к побоям, нередко уговаривая ласкою и вообще всегда действуя угрозами.»
Пьяные бесчинства крестоносцев продолжались три дня. Было убито несколько тысяч горожан... Пришедшие с крестоносцами католические священнослужители вывезли в западные церкви и монастыри множество религиозных реликвий, которые и по сей день украшают западные храмы. Как рассказывал участник похода, добыча была так велика, что ее «не могли сосчитать»…
Богатейший город Европы был разграблен и разорен, а крестоносцы «забыли» о своем походе к Иерусалиму, на несколько десятилетий обосновавшись на Балканском полуострове. Четвертый крестовый поход был окончен: захватнические и грабительские цели достигнуты…

Штурм Константинополя крестоносцами. Миниатюра из «Баварской хроники императоров и пап», около 1460 года.
«Четвертый поход превратился в коммерческую операцию по приобретению колоний на Востоке…» - напишет Лев Гумилев.
Культ потребления и пренебрежение к духовным и культурным ценностям – как сущностное свойство западной ментальности, проявило себя еще во времена варварского разграбления и разрушения Римской империи. Жажда наживы везде и на всём, без всяких моральных ограничений – главный движитель Западного мира…
Четвертый крестовый поход остаётся одной из позорных, но закономерных страниц в истории западной цивилизации… Итогом этого похода стал окончательным разрыв между католической и православной церквями. Мир был расколот на Восток и Запад…
https://victor-sbruev.livejournal.com/5251.html