prajt (prajt) wrote,
prajt
prajt

Categories:

Высоцкий. Но не тот

В XVII столетии здесь на полях огородники выращивали капусту, лук, репу, огурцы; в XIX веке тихий уголок центра города заселяет московская знать и предприниматели.
И этот чудесный особняк в 1900 году архитектор Р.Клейн возвел для семьи чаетогровца В.Высоцкого. Не Владимира Высоцкого, конечно, а Вульфа Янкеливича Высоцкого.



Особняк Высоцких. Фото 1911 г.



Знаменитая чаеторговая фирма была основана Высоцким в 1849 году и к концу века прочно обосновалась на гигантском российском рынке. Современники особо отмечали культуру ведения торговли, образованность и высокую компетентность основателя. «Не в пример другим скоробогатым - писал один из мемуаристов Б. Драбкин - Высоцкого нельзя было упрекать в каких-либо нечестных правилах на пути к богатству. Став миллионером, он не обнаружил ни малейшего высокомерия и заносчивости. Он основательно изучил чайное дело и его источники».

Фирма Высоцких была безупречна. Качество товара было вне критики конкурентов. Имена богатых и щедрых чаеторговцев хорошо знали не только в Москве, но и по всей России. Высоцкие стали официальными поставщиками российского Императорского двора и контролировали треть чайного рынка страны. По всей Империи – в Саратове, Астрахани, Ташкенте, Нижнем Новгороде, Самаре, Казане, Тифлисе, Вильнюсе, Симферополе, Харькове – один за другим открывались филиалы компании. Основной капитал фирмы перед революцией составлял 10 млн. рублей, а сумма годового оборота – 35 млн.

Вульф Высоцкий стал купцом первой гильдии, получил звание потомственного почётного гражданина Москвы и титул Поставщика Двора Его Императорского Величества. В начале XX века Высоцких называли "чайными королями" — они контролировали 35% чайного рынка Российской империи. Введение в 1914 году сухого закона ещё больше их обогатило.

И вот для Высоцких в 1900 году в Чудовском переулке (пер. Огородная слобода) архитектор Роман Иванович Клейн построил особняк-замок (позже он пристроил дополнительный объём со стороны сада), а в 1914 году — чаеразвесочную фабрику на пересечении Нижней Красносельской и Ольховской (вместо неё сейчас строится комплекс лофт-апартаментов).


Л. О. Пастернак. Портрет О. С. Цейтлина и Д. В. Высоцкого. За чашкой кофе. 1913 г.


Роман Клейн в то время был известным архитектором — автором проектов универмага "Мюр и Мерилиз" (ЦУМ), Музея изящных искусств (ГМИИ им. А. С. Пушкина), чайного магазина Перловых на Мясницкой и многих других московских зданий.

В особняке проживал Давид Вульфович Высоцкий с семьёй. После смерти отца он управлял чайной империей вместе с зятем.
Семья Давида Высоцкого была богатая, с многочисленными столь же состоятельными родственниками и широким кругом знакомых, имена которых пользовались известностью в деловом мире. В доме у Высоцких часто собирались гости. Среди них был известный художник, академик живописи Леонид Осипович Пастернак со старшим сыном Борисом.
Леонид Пастернак импонировал Высоцкому не только как художник, но и как человек, на вкус, мнение и совет которого можно было положиться. Старшие дочери Высоцкого Ида и Лена какое-то время брали у него уроки рисования. В доме устраивались артистические вечера для молодежи. Борис часто бывал на этих вечерах, с детства дружил с Идой Высоцкой.

В 1908 г. Борис Пастернак из-за отсутствия абсолютного слуха отказывается от мысли стать музыкантом, увлекается философией и религией, особенно Новым заветом в интерпретации своей набожной православной няни и Льва Толстого. Он поступает на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета и в 1912 году заканчивает его, попутно занимаясь репетиторством для заработка в богатых семьях, например, с сыном знаменитого московского кондитера и булочника Филиппова.
Одной из девушек, которой он помогал готовиться к экзаменам, была Ида Высоцкая. Он преподавал ей математику.


Слева -Леонид Пастернак. Портрет дочерей фабриканта Высоцкого. 1905-1906. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Справа - Леонид Пастернак. Портрет сестер Иды и Елены Высоцких. 1906. Исторический музей, Москва



В своей автобиографической повести "Охранная грамота" Пастернак писал, как с приближением выпускных экзаменов, чуть только их программу довели до сведения учащихся он одновременно с собственной подготовкой взялся готовить Иду к экзаменам, так как она тоже в этом году кончала гимназию.

"О своем чувстве к В<ысоцкой>, уже не новом, я знал с четырнадцати лет. Это была красивая, милая девушка, прекрасно воспитанная и с самого младенчества избалованная старухой француженкой, не чаявшей в ней души. Последняя лучше моего понимала, что геометрия, которую я ни свет, ни заря проносил со двора ее любимице, скорее Абелярова, чем Эвклидова. И, весело подчеркивая свою догадливость, она не отлучалась с наших уроков. Втайне я благодарил ее за вмешательство. В ее присутствии чувство мое могло оставаться в неприкосновенности. Я не судил его и не был ему подсуден. Мне было восемнадцать лет. По своему складу и воспитанию я все равно не мог и не осмелился бы дать ему волю".


Ида Высоцкая



Когда любимая девушка после окончания гимназии уехала учится в Англию, он пишет письмо-признание:
«Моя родная Ида! Ведь ничего не изменилось оттого, что я не трогал твоего имени в течение месяца. Ты знаешь, ты владеешь стольким во мне... Я сейчас вернулся от вас. Весь стол в розах, остроты и смех и темнота, к концу — иллюминированное мороженое, как сказочные домики, плавали во мраке мимо черно-синих пролетов в сад».
С любимой девушкой юноша вновь встретился за границей в 1912 году — в Марбурге.
В апреле 1912 года мать будущего поэта с тревогой наблюдавшей за мучительными метаниями сына, который никак не мог определиться в выборе своего жизненного пути, дает ему «сбереженные на хозяйстве» 200 рублей, для поездки в Германию и в Италию, и прежде всего, в университетский город Марбург, центр тогдашней философской мысли. На эти сравнительно небольшие деньги 23 –х летний Борис Пастернак 21 апреля (4 мая) уезжает из Москвы продолжать учебу в этот город, где в течение летнего семестра занимается у профессора Германа Когена, главы марбургской неокантианской школы.


Леонид Пастернак. Портрет Бориса Пастернака на фоне Балтийского моря. 1910.



В Марбурге и произошло объяснение с Идой. Пастернак сделал ей предложение и получил отказ.
Потом был отъезд сестер, проводы их на вокзал, отчаянный прыжок на подножку поезда на следующее утро, с бесцельной поездкой в Берлин вдогон отвергнутому чувству, одинокое возвращение в Марбург и рыдание в дешевой гостинице.
Описание объяснения с Идой, последующие сцены, составляют, пожалуй самые яркие страницы "Охранной грамоты" и широко известны по стихотворению "Марбург", исполненному подлинного драматизма:

Я вздрагивал. Я загорался и гас.
Я трясся. Я сделал сейчас предложенье, –
Но поздно, я сдрейфил, и вот мне – отказ.
Как жаль ее слёз! Я святого блаженней.
Я вышел на площадь. Я мог быть сочтён
Вторично родившимся. Каждая малость
Жила и, не ставя меня ни во что,
В прощальном значеньи своём подымалась.
* * * * *
В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал.
Когда я упал пред тобой, охватив
Туман этот, лед этот, эту поверхность
(Как ты хороша!)- этот вихрь духоты -
О чем ты? Опомнись! Пропало. Отвергнут.



В конце жизни Ида Высоцкая-Фельдцер вспоминала, что Борис был очень робким мальчиком, но иногда вдруг становился резок. Его обожала ее гувернантка и всегда искала момента поговорить с ним с глазу на глаз.




Особняк Высоцких



Советская власть выгнала Высоцких из России.
Но Высоцкие сохранили капитал и заграничные филиалы. Компания продолжила свой бизнес, перенеся головную контору в Лондон. В 1936 году был основан филиал в Израиле, где теперь и находится главный офис и фабрики компании «Wissotzky Tea».

Особняк Высоцких в 1918 году был национализирован.
В особняк после революции вселился сначала "Клуб Московского Окружного Союза Работников Связи", а после него "Всесоюзное общество старых большевиков", а после ликвидации Общества — городской Дом пионеров. Здесь неоднократно бывала Н.К. Крупская. Для своих нужд новые хозяева еще в 30-х расширили особняк: со стороны Огородной слободы левое крыло нарастили вторым этажом, а со стороны двора сделали к особняку пристройку – надо отдать им должное, довольно деликатную. И все же первоначальный замысел Клейна искажен, и «французское шато» утратило свои «игрушечную» компактность, схожесть со шкатулкой.


Московский Дом пионеров. Фото 1954 г.



С 1936 по 1962 год здесь был Московский Дом пионеров (он переехал на Ленинские горы),
С 1962 года, когда Московский Дом пионеров переехал в новое здание на Ленинских Горах, здесь находился Дом пионеров Бауманского района, получивший имя Н.К. Крупской.
Богатые интерьеры были почти полностью утрачены в результате переделок и ремонтов. Переустройство и новое оформление помещений особняка для размещения дома пионеров провели архитекторы К.С. Алабян, А.В. Власов и И.И. Леонидов. В росписи интерьеров, изготовлении мебели и декорировании интерьеров участвовали художники П.Я. Павлинов, Н.М. Чернышев, Г.И. Рублёв, Л.А. Бруни и В.А. Фаворский. Однако уже в конце 1930-х годов многие помещения были вновь переоформлены мастерами Палеха.


Фото 1936 г., автор — Цукнер. Главархив Москвы.


Особняк Высоцких и парк со скульптурой молодого Ульянова-Ленина сейчас.


https://il-ducess.livejournal.com/97965.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5c0d10657fe79400ab366754/chaepromyshlenniki-vysockie-5c6bf59331fe3800ae84a896
https://bogachkova1957.livejournal.com/37964.html?view=comments


Tags: История
Subscribe

  • Случайное фото

    Актриса Джулия Робертс, 2000 год. Фотограф Марк Селигер

  • Случайное фото

    Американский киноактер Леонардо Ди Kaприо отчаянно пытается смотреть в глаза итальянской киноактрисе и модели Монике Беллуччи на ужине,…

  • Случайное фото

    Спортивные комментаторы Ян Спарре (слева) и Николай Озеров (справа) ведут репортаж из Дворца спорта в Вене (Австрия) во время чемпионата мира…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments