Премьеру фильма приурочили к новогодним праздникам, поэтому фильм впервые показали по телевидению 1 и 2 января 1976 года. И сразу зрители влюбились в очаровательных персонажей - надолго. На всю жизнь.
Первое, о чем хочется сказать, когда речь заходит об этом фильме, это мощнейший актерский состав: Владимир Этуш, Владимир Басов, Рина Зеленая, Николай Гринько, Ролан Быков, Елена Санаева, Юрий Катин-Ярцев. Это целое созвездие прекрасных советских актеров, составлявших костяк советского кинематографа, бывших тогда, в 70-х, на пике своей славы. Это великие люди, которые с полной отдаче работали что в драме, что в детской сказке.
Фильмы с детьми снимать сложно. В советское время в кино в большинстве случаев дети попадали случайно и не имели никаких актерских навыков. Ассистенты режиссера по всему СССР искали талантливых детей, которые не смотрелись бы бледно на фоне маститых актеров. Исполнителя роли буратино Диму Иосифова выловили на улице, девочку на роль Мальвины, Таню Проценко, ассистент режиссера встретила в вагоне поезда.
В роли Буратино снялся Дима Иосифов, хотя первоначальной кандидатурой был Владимир Станкевич, тоже житель белорусской столицы.
В картину Дима попал совершенно случайно.
Режиссер картины Леонид Нечаев нашел мальчишку на главную роль в минском... подземном переходе.
- Смотрю, бежит бабушка с внуком. Под мышкой труба, в руках коньки, — вспоминает Нечаев. — Представляюсь, приглашаю в кино сниматься, а она мне в ответ: «Милый! Какое кино? Видишь, бежим с музыки на фигурное катание!»
На вопрос «Мальчик, хочешь сниматься в кино?» Дима честно ответил: «Не хочу». Но, несмотря на протесты ребенка,утверждавшего, что у него болит живот, мальчика доставили на студию: нукакой родитель не мечтает увидеть свое чадо на экране?
Мало кто знает, что на студии Диму пробовали сначала на роль Арлекино. Но стоило ему раздеться, все увидели, что тело у мальчика напоминает кукольное: только шарнирчиков не хватало. Так он и стал деревянным мальчишкой. Для большей убедительности ему сбрили волосы и брови, а вместо них наклеивали бутафорские.
Талант режиссера Леонида Нечаева и поддержка взрослых "коллег" по съемочной площадке помогли детям справиться с ролями - как вспоминали спустя годы участники съемок, Леонид Нечаев создал в съемочной группе атмосферу сказки, детской игры, и дети просто играли, как играли бы дома "в Буратино".
Долго не могли найти Мальвину. Пробовали очень много разных девочек. Мальвиной могли стать
Карина Овчаренко и Оля Карбалевич. Но все было немного не то. И тут помреж по подбору актеров вспомнила интересный случай- год назад она ехала на поезде в Минск из Москвы. Соседкой по купе оказались мама с очень живым и веселым ребенком, которого звали Танечка Проценко. Танюше было всего 6 лет. В дороге она рассказывала стихи, пела песни,показывала сценки. При этом объявляла: «Выступает народная артистка народного танца Таня Проценко». Очень понравилась помрежу эта непосредственность и лучезарность. Благо, сохранились координаты. Девочку привезли из Москвы и сразу же утвердили.
«Самое сложное было плакать при съемках. Например, когда я жалею Буратино, посаженного в темный чулан. Мне и глицерин в глаза закапывали, и лук к глазам подносили - а толку не было. Все очень сердились. Особенно режиссер. Стал со мной очень строго разговаривать.От обиды я разрыдалась. Леонид Алексеевич сам взял камеру и закричал:«Снимаем!» После чего угощал конфетами и успокаивал».
Кстати, именно тогда, когда Татьяну утвердили на роль Мальвины, у нее начали выпадать молочные зубы. Ждать, когда же вырастут новые, времени не было. Поэтому пришлось ездить в поликлинику, вставлять фарфоровые протезы.
Да, картина получилась настоящей сказкой - с танцевальными номерами, с красивыми лирическими песнями. Чего стоит, например, "Песня фонарщиков":
Кстати, текст написал Булат Окуджава, который написал к фильму 7 песен, среди которых "Пока живут на свете хвастуны", "Не прячьте ваши денежки", Знаменитая песня Карабаса "Я на спектакль вас приглашаю".
У Булата Окуджавы долго не получались песни к фильму. Сроки поджимали, отчаявшись, режиссер Леонид Нечаев поехал в Дом отдыха писателей, где отдыхал бард. Снял соседний номер и принялся постоянно стучать Окуджаве в стенку. «Он тогда, наверное, возненавидел меня до смерти!» — вспоминает Нечаев. Через пару дней родилось знаменитое: «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам!»
Карабаса-Барабаса сыграл и замечательно сыграл, всем известный и любимый Владимир Этуш.
Но первоначально на роль утвержден был не он, а замечательный и фактурный актер Роман Филиппов (помните - "Будете у нас на Колыме"... в «Брилиантовой руке» или Никола Питерский в «Джентльменах удачи»). Но у Филиппова что-то не получилось, поэтому срочно пригласили Этуша.
Дима-Буратино Этуша - Барабаса не любил. Побаивался. Хотя других актеров обожал.
- Я отыгрался на Владимире Абрамовиче во время сцены, когда Буратино сидит на сосне и бросает в Карабаса шишки.
После этого Этуш жаловался режиссеру: «Какой злой мальчишка этот Димка. Он ведь не просто эту шишку бросает, он метит мне в голову. Обязательно попадает. Безобразник!»
Юрий Энтин был вторым поэтом, которому поручили написать песни для фильма. Он написал 6 текстов, среди которых зловещая "Песня пауков", песенка кукол "У Карабаса страшный бас" и совершенно потрясающий романс черепахи Тортиллы "Затянулась бурой тиной", который исполнила сама Рина Зеленая:
На роль Черепахи Тортилы режиссер хотел пригласить Фаину Раневскую, но та, узнав, что фильм сниматься будет в Белоруссии, заявила, что по причине своего уже немолодого возраста согласна сниматься, только если съёмки будут проходить в подъезде её дома. Поэтому утвердили Рину Зеленую, и та, как всегда, с блеском показала себя королевой эпизода.
С актрисой связано 2 интересных эпизода -один забавный, а другой грустный.
Большую часть картины снимала летом и в Крыму. Но некоторые съемки приходилось доснимать уже в Минске и глубокой осенью. Скажем встречу Буратино с черепахой Тортилой. Специально выкопала пруд для этого. Но... съемки проходили в ноябре, температура воздуха плюс восемь, воды — плюс четыре. А тут вода и надо снимать.... Еще и не получается - Буратино постоянно с кувшинки в воду падает. Всякий раз съемки останавливались, и мальчика растирали спиртом.
Еще хуже было девчатам, которые изображали лягушат.... Им регулярно приходилось бултыхаться в воду и в конце концов Рина Зеленая заявила режиссеру: «Если еще раз будешь снимать дубль и заставишь детей лезть в холодную воду, сажусь в машину и уезжаю!»
А грустный момент в том, что Рина Зеленая прилетела в Белоруссию только на один день, у нее накануне умерла единственная сестра. Дмитрий Иосифов вспоминает "Она (Рина Зеленая) была такая печальная, рассказывала грустные истории. По рекомендациям врачей ей надо было постоянно двигаться. Она опиралась на меня, и мы с ней медленно гуляли вокруг пруда".
Виктор Павлов и Бронислав Брондуков в пробах на роль Кота Базилио
Елена Санаева и Ролан Быков
Долго не могли подобрать актера на роль Кота Базилио. Пробовали многих, в том числе маститых Виктора Павлова и Бронислава Брондукова.
Но режиссеру это не подходило.
Тогда утвержденная на роль Лисы Алисы Елена Санаева пообещала уговорить для съемок своего мужа - Ролана Быкова, который и "протолкнул" ее на эту роль. И интересно, что уговорила. Быков сначала не хотела сниматься, но затем втянулся и они с Санаевой создали выдающийся дуэт.
А Виктор Павлов, претендовавший на роль кота Базилио, хотел, чтобы рыжую бестию отдали его супруге, Татьяне Говоровой. На эту роль так же пробовались Екатерина Никищихина и Людмила Зайцева.
К сожалению, в этой песне «выпал» последний куплет :
Какое небо голубое!
Живут на свете эти трое.
Им, слава богу, нет конца.
Как говорится, зверь бежит
И прямо на ловца!
- Быков иногда меня пугал, «работая на результат», он никого не жалел, - вспоминает Дмитрий Иосифов. - Он доводил жену Елену Санаеву, которая играла лису Алису, до истерик. Она уже без сил падала, а он кричал: «Ты бездарная актрисулька!»
Впрочем, себе Быков тоже пощады не давал.
- Помните, когда кот Базилио съезжает на попе по ступенькам и говорит: «Пода-а-айте слепому коту на пропитание»? - продолжает Дима. - Эту сцену он сам придумал. Взял из автобуса съемочной группы сиденье, на нем и поехал. Разодрал его в пух и прах! Водитель, увидев это, полез в драку. Еле их разняли.
Дуремара прекрасно сыграл Владимир Басов.До его появления на роль продавца пиявок претендовал Владимир Носик. Эта роль стала одной из самых ярких в фильмографии Владимира Басова. Режиссер вспоминал: «Владимир Павлович божественно сыграл Дуремара. А как его любили на площадке! Особенно детки. К Ролу Быкову тянулся только Димка Иосифов – Буратино, а Басова обожали абсолютно все!».
Владимир Басов в роли Дуремара
Известно, что Басов был неравнодушен к спиртному.
Как то на вопрос, правда ли, что Дуремар - Басов на съемках крепко закладывал за воротник, Дима Иосифов ответил, очень неохотно:
- Минуты слабости бывают у всех. Помню, на съемках «Красной Шапочки» Басов так напился, что стоять не мог. Должны были снимать сцену, когда «волки» - Владимир Басов и Николай Трофимов - в женских нарядах с кружевными зонтиками бегают по лесу. Басов упал, не дойдя до нужного дерева, его даже не могли поднять...
На роль Папы Карло Николая Гринько утвердили с большими трудностями. Считалось, что этот герой должен быть толстеньким и невысокого роста. А Гринько имел рост более 2-х метров. Режиссер картины Леонид Нечаев взял Гринько на свой страх и риск. Но потом никто уже не мог себе представить другого Папу Карло.
В роли Джузеппе снялся актер Юрий Катин-Ярцев.
И именно так получилось, что известность Юрию Катину-Ярцеву принесла именно роль сказочного героя по имени Джузеппе Сизый Нос из «Приключений Буратино». Когда Юрий Васильевич снимался в этом фильме, он был немолодым актером с солидным театральным багажом за плечами.
На съемках финальной сцены у Юрия Катина-Ярцева (он играл Джузеппе) случился инсульт, его прямо со съемочной площадки увезли в больницу.( Если внимательно посмотреть видео финальной сцены, то видно, что актера «ведет»).
Николай Гринько в роли Папы Карло
Юрий Катин-Ярцев роли Джузеппе
Трюки
Дублеров у юных актеров не было — все трюки, включая опасные, они выполняли сами.
- Помните сцену в харчевне, когда разбивают кувшин, в котором сидит Буратино? - улыбается Дмитрий. - Он был огромный и тяжелый - я в него целиком влезал. Все боялись бросать в него кружку — мало ли что, ребенок внутри! А снять надо было с первого дубля, кувшин был единственным. Когда он раскололся, горловина повисла на моей шее. На площадке все ахнули!
- Отдельная история приключилась при съемках сцены, когда лиса и кот за ноги подвешивают Буратино к дереву.
Мама Димы категорически не желала, чтобы сын болтался вниз головой -она боялась за сына. Режиссер наплел ей что-то про куклу, которую можно вешать вместо мальчика, а сам прошептал Диме, чтобы он отправил маму куда-нибудь. Он стал хныкать, что очень проголодался. А сотрудники съемочной группы хитрые люди: они дождались момента, когда мама отлучилась за продуктами, повесили Диму за ноги, коим образом он и висел, пока не отсняли два дубля.
Отвечая на вопрос, не случались ли на съемочной площадке романы между «молодежью», Иосифов смеется.
- Какое там, мы в перерывах между съемками в индейцев играли! Таня Проценко, которая Мальвину играла, была настоящей красавицей. Ромка Столкарц - Пьеро ухаживал за ней не только по сценарию.
Ребятишки получали сто рублей в месяц. Буратино «честно заработанное непосильным трудом» отдавал родителям.
- За девушками ухаживать не надо было, а мороженое мне и так покупали!
Самым сложным реквизитом оказался... нос Буратино. За все время съемок было сделано 45 носов. Их вырезали из пенопласта и поролона и прямо по ходу дела меняли форму и длину - если присмотреться, то заметно, что в начале фильма нос у деревянного мальчишки чуть длиннее, чем в середине и конце.
А самым привлекательным предметом реквизита стал тот самый волшебный «золотой" ключик. - его хотел украсть каждый из присутствующих на съемках.
В итоге его стырил сам Леонид Нечаев: в последний день съемок он просто втихую вынес его за пазухой. Правда, потому пришел в бухгалтерию и оплатил реквизит, который, кстати, оказался не дешев по советским временам: целых 30 рублей. Но оно того стоило.
Самый цирк с конями начался, когда Нечаев представил готовую работу приемной комиссии. Чиновники от культуры были возмущены: что это за фильм?! Это безобразие! Кот без хвоста, лиса в платье, мальчиша издевается над старшими! Но в пользу фильма были два неумолимых факта: на съемки было потрачено 365 000 рублей - космические деньги и, между прочим, из бюджета; и - был конец года, надо было закрывать план, иначе артисты и те же чиновники лишились бы премий. И картину выпустили.
И вот уже 45 лет с нами удивительная прекрасная сказка о добре и справедливости, о дружбе и вере в чудо. И огромное спасибо Леониду Нечаеву и всем, кто участвовал в создании этого фильма, за их труд.
А финальную песню (скорее всего- за Буратино) спела Ирина Понаровская, хотя предлагали Алле Пугачевой. Но певица побоялась, что не получится, и отказалась.
* * *
Байки вокруг фильма
Юрий Елхов: "Большая часть фильма снималась в Крыму. Однажды ночью мы работали на берегу недалеко от Севастополя. Вокруг темнота, люди спят, 3.00 на часах, а у нас горят прожектора, режиссер кричит во весь голос… Вдруг в море всплывает подводная лодка, открывается люк и нам оттуда в рупор кричат: "Эй, там, на берегу, что делаете? Есть ли у вас разрешение?" Съемочная группа, естественно, была в шоке".
Юрий Елхов: "Рина Зеленая хоть и отказалась петь один куплет из песни черепахи Тортилы, она все-таки любила Энтина. И как-то даже ему стихи свои сочинила и прочла при всех. Точно текст вспомнить не могу, но там был такой каламбур: "Юрий Энтин энтим и интерестен".
Владимир Поночевный: "В эпизоде про театр Карабаса нам нужно было конфетти. А Нечаев всегда был очень требователен в таких вещах: если надо, вынь да положь. Кинулись туда-сюда - нет конфетти! Делать нечего: ночь просидели с дыроколами и таки нащелкали целый мешок. Видок наутро у нас, правда, был еще тот, но сцену сняли успешно".
Юрий Елхов: "В сцене, где кот и лиса подвешивают Буратино за ноги на дерево, все было сделано без всякой страховки, в "живом" кадре, причем Ролан Быков "жертву" еще и раскачал немного. К счастью, все обошлось. А бабушку Димы Иосифова специально на это время послали за продуктами в Ялту".
Юрий Елхов: "Для Ролана Быкова и Елены Санаевой фильм про Буратино стал первым после их свадьбы. А он, в общем-то, старше ее. И вот после выхода фильма на экраны Нечаеву стали приходить мешками письма. В одном из них был такой вопрос: "Дядя режиссер, скажите, почему кота Базилио играет дедушка, а лису Алису - девушка?"
Владимир Поночевный: "Не так давно в Москве меня подвозил Дима Иосифов. Нарушил правила, тормозит инспектор ДПС. Дима мне подмигнул: "Увидите, что будет". И отдает постовому права. Тот разворачивает: "А что это у вас здесь фото Буратино лежит?" Дима: "Ну так это я и есть!" Тут милиционер всматривается, берет под козырек и говорит: "Что же вы… Не нарушайте, товарищ Буратино!" - "И вот так постоянно..." - улыбнулся Дима, когда мы отъехали".
https://id77.livejournal.com/1893256.html
https://76-82.livejournal.com/4284971.html
https://masterok.livejournal.com/926820.html
https://news.tut.by/culture/173125.html