Category:

Пир Вальтасара

«...У князя мира сего было семь главных сотрудников в созидании тайны беззакония: Нимврод – фараон египетский, Навуходоносор Вавилонский, Антиох Епифан IV Греческий, Нерон Римский, Доминициан Римский и Юлиан Римский». Так сказано в книге «О последних временах по Откровению св. Иоанна Богослова», составленной под руководством св. Иоанна Кронштадтского и опубликованной в 1902 г.

Пир Валтасара. Художник Рембрандт ван Рейн. Ок. 1635—1638 гг.



Особое место в этом перечне занимает царь Вавилонии Навуходоносор II (правил в 605—562 гг. до н.э.). Он совершил три похода в Иудею, пленил множество евреев, прежде всего молодежь, и на семьдесят лет увел всех в вавилонское рабство.Столицей древнего государства Вавилония объединявшего Сирию, Месопотамию, Палестину, Финикию, восточную Киликию, север Аравийского полуострова, являлся город Вавилон ( сейчас на этом месте находится арабский город Гилла (Хилла, Гиллах,Эль-Хилла), Ирак, в котором проживают более полумиллиона людей).

город Гилла (Эль- Хилла )


Ненависть евреев к Вавилону и его царям сохранилась навечно. Навуходоносор объявлен «тенью антихриста», поскольку именно он заставил людей поклоняться золотому истукану. Еврейские же пророки, прежде всех плененный с другими пророк Даниил, предсказывали неизбежную страшную гибель «вавилонской блуднице».

Способствовали скорой гибели Вавилона и наследники Навуходоносора II. Великий завоеватель умер ок. 562 г. до н.э. Он передал престол своему единственному сыну Евилмеродаху (в ряде источников его называют Авель-Мардук), который правил в 562—560 гг. до н.э.

Однако у Навуходоносора была еще дочь Никотрис, женщина с большими амбициями. Супруг ее Ниглисар, скорее всего, при поддержке жены, составил заговор против молодого царя, и Евилмеродах был убит. Впрочем, узурпатор царствовал не долго – с 560 по 556 гг. до н.э. Начались войны с подступившими к границам Вавилона персами, и Ниглисар был убит в одном из боев. Вполне возможно, что погибнуть царю помогли свои же придворные.
Воцарился его юный сын Лабаши-Мардук, которого свергли и убили в том же 556 г. до н.э.

Вавилония



Набонид и Валтасар

Так взошел на престол ( в мае 556 года до Р. Хр. ) последний вавилонский царь, узурпатор, 65 летний Набонид . Никотрис не стала страдать по погибшим мужу и сыну, в том же году вышла замуж за Набонида и через девять месяцев родила ему сына, известного нам по Ветхому Завету под именем Валтасар.

В 553 году до Р. Хр. Набонид захватывает у мидян Харран, воспользовавшись их войной с персами, а затем и область Тейму в Центральной Аравии. Туда же в 549 году он переносит свою резиденцию, оставив управление Вавилоном на своего сына Валтасара (Бел-Шар-Уцуру), внуку Навуходоносора по материнской линии.

Вавилон.Компьютерная реконструкция



Вот тут и начинается одна из самых запутанных интриг исторической науки.
Имя последнего долгое время вызывало нескончаемые споры в научных кругах. Дело в том, что на протяжении веков это имя упоминалось только в Библии (см. главу 5 книги пророка Даниила), в то время когда все другие источники говорили только о Набониде, как последнем царе Вавилона, не упоминая имени Валтасара.

Еще более неясным на этом фоне выглядел 29 текст 5 главы книги пророка Даниила: «Тогда по повелению Валтасара, облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его и провозгласили его третьим властелином в царстве».

«А о тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы; итак, если можешь прочитать это написанное и объяснить мне значение его, то облечен будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве»

Почему третьим? Почему не вторым, когда первым и единственным повелителем Вавилона был Набонид? В конце концов, споры закончились тем, что Валтасару было отказано в исторической реальности, а глава 5 книги пророка Даниила, под громкие овации атеистов, была объявлена сказкой!

Но в защиту своего правителя подали голос вавилонские хроники...

Цилиндр Набонида



В 1853 году в Уре, при одном из храмов, была обнаружена так называемая Колонна Набонида (цилиндр Набонида), представлявшая собой каменную летопись. При ее расшифровке было прочитано следующее: «Да не согрешу я, Набонид, царь Вавилонский, против тебя. И пусть мое почтение живет в сердце Валтасара, моего первородного и любимого сына... И вложи в сердце Валтасара, первородного сына моего, порождение моих чресл, страх перед твоей высочайшей божественностью, дабы он не совершил никакого греха и насладился полнотою жизни» [ ANET. Р. 313 b. ].

Цилиндр Набонида. Британский музей



Сегодня имя Валтасара заняло свое законное место в исторических трудах не только зарубежных, но и отечественных историков, идеология государств которых долгое время не позволяла писать правду. Анализируя сообщения древних историков и летописцев и сравнивая их с Библией, профессор Йельского университета Р. Ф. Даферти пишет:
«Библейское сообщение превосходит все остальные, потому что оно приписывает Валтасару царскую власть и потому, что оно признает, что в царстве осуществлялось двойное правление» [ Nabonidus and Belshazzar. 1929. P. 200. ].

Вавилон. Реконструкция



Итак, весной 539 г.огромная персидская армия выступила в поход и начала двигаться вниз по долине реки Диялы. К этой армии присоединился вместе со своим войском и наместник области Гутиум Угбару. Некоторые ученые полагают, что Угбару был вавилонским наместником провинции к востоку от среднего течения Тигра, который в критический момент изменил Набониду и перешел на сторону Кира. Однако о переходе Угбару на сторону Кира говорит только Ксенофонт у которого этот наместник назван Гобрием, а клинописные источники не дают возможности проверить такое предположение. Но следует отметить, что в Вавилонской хронике о войсках Кира и Угбару говорится как об отдельных армиях.


Кир Великий



Кир Великий

Вглядываясь в события тех лет, в хронику войн и походов, дворцовых переворотов и мятежей, убеждаешься, «что Бог предсказал события точнее, чем их фиксировала история и что воистину история — это исполнившиеся пророчества». И, наверное, последнее определение лучше всего подходит для истории как науки. И пример с Киром в который раз убеждает нас в этом.

«...Господь... Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «Ты будешь построен!» и храму: «Ты будешь основан!» Так говорит Господь помазаннику Своему Киру:
«Я держу тебя за праву руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтобы отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою, и горы уравняю, медные двери сокрушу, и запоры железные сломаю. И отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев» (Ис. 44:28; 45:1—3).

В этом пророчестве, сказанном за 150 лет до рождения Кира (датировку данного пророчества не оспаривали даже ученые-атеисты), были предсказаны не только указ о восстановлении Иерусалима, не только могущество будущего государства, но что самое чудесное — имя будущего царя — Кира!

За 150 лет до рождения Кира Бог открыл пророку Исайи имя этого царя, которому было Богом суждено исполнить Божественную волю. Геродот нам подробно рассказывает о детстве Кира, о том, как его хотел умертвить дед, царь Мидии Астиаг, опасавшийся за свой трон, о чудесном избавлении Кира и не менее замечательное его возвышение. Выжив и сделавшись царем по-человечески вопреки всему, Кир вступает в единоборство с Вавилоном, выполняя таким образом, сам не ведая того, Божественную волю, выполняя приговор, произнесенный Богом Вавилону, погрязшему в разврате и идолопоклонстве.

* * *


Вавилон



Хотя Набонид знал о походе заранее и готовился, но тайные переговоры персов с рядом вавилонских наместников завершились блистательным успехом. Едва персы перешли границы Вавилонии, как на их сторону перешел Угбару (о котором сказано выше). Ему-то Кир и поручил захватить столицу.

Согласно Геродоту (I, 189), когда персидская армия весной на пути к Вавилону попыталась переплыть реку Гинд (совр. Дияла), одна из священных белых лошадей Кира утонула в ней. Кир в гневе приказал наказать реку и, отложив свой поход, велел войску отмерить площадь для 180 каналов в сторону от обоих берегов Гинда, после чего персидской армии пришлось целое лето работать над отводом вод.

Дж. Камерон полагает, что, если не обращать внимания на аллегорическое толкование, связанное с гибелью лошади, рассказ Геродота находит подтверждение в Вавилонской хронике, где в плохо сохранившихся строках говорится о событиях шестнадцатого года правления Набонида.

Вавилон.Реконструкция



В частности, в тексте упоминается река Тигр, а далее, по мнению Камерона, сказано, что в месяце аддару (март) «войско персов» было занято какими-то действиями. Через несколько месяцев после этого Кир выиграл битву близ Описа, но тем не менее персидская армия вступила в Вавилон лишь в октябре. Таким образом, как полагает Камерон, согласно хронике и Геродоту, армия Кира потратила все лето, выполняя какую-то работу в районе Диялы, где был расположен Опис.

Согласно археологическим данным, в этом районе бассейна Диялы в течение многих веков (XVII—конец VII) наблюдался упадок экономики, а оседлая жизнь вовсе исчезла. Позднее началось медленное возрождение и оживление экономической жизни. В частности, имеются свидетельства о том, что течение реки изменилось в той местности, где находился Опис.

Процесс возрождения продолжался в течение всего ахеменидского периода. Количество поселений этого региона постепенно увеличилось от 33 до 57, причем каждое поселение занимало площадь от 75 до 100 га. Очевидно, такой рост был возможен лишь в условиях расширения оросительной системы, и, по предположению Камерона, Кир летом 539 г.(еще до захвата Вавилона) осуществил проект восстановления и расширения ирригационной сети, принесший процветание стране.

Мощные оборонительные сооружения, возведенные еще Навуходоносором II поперек равнины Двуречья, от Сиппара на западе до Описа на востоке, в 60 км к северу от Вавилона, могли бы на продолжительное время отсрочить победу персов. Эти укрепления охватывали такие крупные города, как Сиппар, Кута, Вавилон и Борсиппа, и имели в периметре 150 км.

город Опис (Ктесифон) - один из крупнейших городов древности, располагался примерно в 32 км от современного Багдада ниже по течению Тигра и занимал площадь 30 км².
Город Сиппар находился в северной части Нижней Месопотамии, на восточном берегу реки Евфрат, в той его части, где две могучие реки этой страны, Тигр и Евфрат наиболее приближены друг к другу, выше Вавилона. В наши дни развалины Сиппара носят название городище Телль-Абу-Хаббах. Местоположение установлено раскопками Рассама в 1880-81 г., открывшего Сиппар в 48 км. от Багдада, под холмом Абу-Хабба.


Город Опис (Ктесифон) на карте


Город Сиппар на карте


Эта стена существовала еще спустя полтора века после падения Вавилона, и Ксенофонт в «Анабасисе» (II, 4, 12) оставил нам ее описание по своим личным впечатлениям. Он называет ее « Мидийской » стеной и пишет, что она была построена из обожженного кирпича, имела в ширину 20 футов (7-8 м) и достигала 100 футов (примерно 30 м) в высоту. Длина стены была приблизительно 100 км.

Кроме того, в случае крайней угрозы продвижение противника можно было остановить, выпустив воду из искусственного озера близ Сиппара и затопив всю местность к востоку и северо-западу от Вавилона.
От берега Евфрата у Вавилона до Киша, а затем от Сиппара до Описа, то есть от Евфрата до Тигра, были насыпаны валы, обложенные кирпичами с асфальтом.

Целью этой работы было, по словам самого Навуходоносора, «на расстоянии двадцати двойных часов от города собрать воды, подобные водам моря, вокруг города», то есть в случае неприятельского нашествия затопить всю окружающую местность, среди которой вавилонская область могла бы выдаваться, подобно острову. Устроенные им сооружения имели целью сделать Вавилон недоступным или, по крайней мере, на время задержать неприятельское войско.

Все внимание Набонида было приковано к восточному флангу Мидийской стены. С армией он стоял лагерем у города Описа, прикрывая переправы через Тигр. Но Кир перехитрил его. Как только закончился паводок на реках Вавилонии, в 20–х числах сентября, он неожиданно обошел Мидийскую стену с запада.

В руках персов очутились головные сооружения канала Паллукат; дорога на Вавилон была открыта. Посланный Киром корпус Угбару, наместника страны Гутиум, подошел к Вавилону, в котором находился, впрочем, сильный гарнизон во главе с царевичем Валтасаром.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Сам же Кир ударил по армии Набонида с тыла. В самом конце сентября произошло сражение при Описе. Вавилонская армия потерпела сокрушительное поражение. Персы овладели ее лагерем и сожгли его. Набонид бежал. Но путь в Вавилон, окруженный персами, был для него уже закрыт, и он укрылся в Барсиппе.




Падение Вавилона

О взятии города персами Геродот рассказал следующее: «Когда Кир подошел близко к городу, вавилоняне дали ему сражение, но потерпели поражение и были оттеснены в город.

Вавилон был прекрасно укреплен и превращенный в неприступную военную крепость. Город был обнесен двойной стеной из сырцовых и обожженных кирпичей, скрепленных раствором асфальта (битума), смешанного с камышом. Внешняя стена была высотой 7,60—7,80 м, шириной 3,72 м и длиной в окружности 8 1 км. Внутренняя стена, расположенная на расстоянии 12 м от внешней, была высотой 11 —14 м, шириной 6,5 м и длиной 6 км. На расстоянии 20 м друг от друга на стенах были расположены укрепленные башни, с которых можно было обстреливать противника. Перед внешней стеной крепостного вала, на расстоянии 20 м от нее, был глубокий ров, наполненный водой.

Кроме того, вавилоняне запаслись провиантом на долгие годы и чувствовали себя совершенно спокойно в условиях осады.
Между тем Кир испытывал затруднения: время шло, а дело по захвату города не продвигалось.

План города Вавилон:
1 - ворота Сина; 2 - ворота Иштар; 3 - Северный дворец; 4 - музей; 5 - крепость; 6 - дворец, висячие сады; 7 - улица Сина; 8 - канал; 9 - дорого процессий; 10 - ров/канал;
11 - ворота Мардука; 12 - улица Энпиля; 13 - ворота Ураша; 14 - ворота Шамаша; 15 - вотора Адада; 16 - предместье; 17 - кладбище; 18 - ворта Лугальгиры; 19 - река Евфрат;
20 - внутренний город; 21 - башня-зиккурат Этеменанки; 22 - храм Мардука; 23 - улица Набу; 24 - ворота Никураты; 25 - внутренняя стена; 26 - внешняя стена.



И тогда у Кира созрел гениальный план.
Он поступил следующим образом. Часть войска Кир поставил у того места , где река (Евфрат) входила в город, а другую часть расположил позади города, где река выходила из него. С помощью вырытого канала воины Кира отвели воды реки в озеро. Когда вода ушла, русло реки стало проходимым. Кир приказал войску вступить в город по обмелевшему руслу реки.

Когда воды реки убыли настолько, что не доставали человеку и до середины бедра, персы по руслу реки смогли вступить в Вавилон.

Суриков Василий. Пир Валтасара. 1874 год. Русский музей, Санкт-Петербург.



И вот, совершенно неожиданно для горожан перед ними появились персидские воины.
Из-за обширности города вавилоняне, проживавшие в центре, не знали о том, что окраины города уже захвачены, а жители взяты в плен.

Рассказ Геродота о захвате города основан на том,что ему сообщили сами вавилоняне, внуки и правнуки тех, кто был очевидцем вступления персов в Вавилон. Кстати сказать, отвести воды Евфрата не представляло особого труда: для этого нужно было лишь открыть шлюзы канала Паллукат, что Кир и сделал, по словам Геродота.

А вот Вавилонская хроника молчит о подробностях захвата города. В ней сказано только, что 10 октября 539 г. персам без боя сдался Сиппар, а 12 октября 539 г. войска Угбару, наместника провинции Гутиум, без боя вступили в Вавилон.
Канал Паллукат-канал, сооруженный в 60-х годах VI века до н.э. для увеличения орошаемых площадей. Он начинался выше Вавилона и орошал крупные массивы земель за пределами речных пойм.

А Вавилон в это время праздновал "Новый год". Этот праздник носил название Акиту и представлял собой 12-дневную церемонию.
Празднование в апреле 539 г. было отмечено столь грандиозным пиршеством, что упоминание о нем попало в хронику .
Солдатам и горожанам раздали большое количество вина из царских запасов. Жители пили вино, танцевали, веселились и не подозревали о страшной трагедии - войска Кира вошли в город, захватили окраины города и пленив множество жителей.

Валтасар пировал в своем дворце. Свидетелем тех событий был и пророк Даниил.
«Валтасар царь сделал большой пир для тысячи вельмож своих и среди тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор вынес из дворца Иерусалима, чтобы пили из них царь и вельможи его, жены и наложницы. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных....»

Свидетелем происходящих событий был и пророк Даниил.
Что произошло дальше, в самый разгар торжества, написано в Книге пророка Даниила (Даниил, V, 1—30):

Мартен ван Фалькенборх. Пир Валтасара. 1596



... " В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.Тогда царь Валтасар очень встревожился, и вид лица его изменился на нем, и вельможи его смутились..."

Испугался царь не напрасно, ибо Рука та начертила на стене четыре слова, смысл которых никто из присутствующих не понял: "МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН".

Царица-мать Нитокрис посоветовала Валтасару призвать пророка Даниила, который ранее и не раз, проявлял необыкновенную мудрость.
Даниил и объяснил царю, о чем гласит надпись. Правда, предварительно указал царю на беззакония покойного Навуходоносора и на гордыню самого Валтасара, осквернившего священные сосуды из иерусалимского храма.

...-"Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему.

Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал.

Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет.





И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют;

а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание."


И вот что начертано:

Исчислил Бог царство твое и положил конец ему;
Взвешен ты на весах и найден очень легким;
Разделено царство твое и дано мидянам и персам”...


(Дословный перевод: Мене - Исчислил; Текел - Взвешен; Упарсин - Разделен.)

Когда войска Кира подошли ко дворцу Валтасара, ворота его были закрыты, но воины царя, которые должны были защищать дворец, были пьяны. С ними быстро разделались, но поднялся шум, и Вавилонский царь приказал выяснить, в чём дело. Подвыпившие вельможи открыли ворота, и ...впустили персов. Воины Кира устремились во дворец и покончили с Валтасаром, а также со всеми, находившимися во дворце...

"В ту же самую ночь Валтасар, царь халдейский, был убит" (Даниил, V, 30).

Мартин Джон (Martin, John) "Праздник Белшаззара"1820 г.



Итак, 12 октября 539 г. персы вступили в Вавилон. В официальной вавилонской историографии дело было изображено так, будто вообще никакой войны с Киром не было, а если и имели место отдельные инциденты вроде битвы при Описе, то в них повинен был только Набонид, но никак не Вавилон. Кир охотно принял эту версию вавилонской олигархии, ибо она вполне отвечала его интересам, и постарался подкрепить ее делами.

Набонид, узнав о падении Вавилона и гибели Валтасара, покинул Барсиппу, вернулся в Вавилон и добровольно сдался в плен. В дальнейшем без лишнего шума был отправлен в почетную ссылку в отдаленную Караманию на востоке Ирана, где и прожил до старости.

Мудрость Кира состояла в том, что завоеванный город не подвергся разграблению. Жители Вавилона, встречая Кира, устлали улицы зелеными ветвями. Вавилонское царство было формально сохранено. Лежащие на запад от Вавилона Сирия, Финикия и Палестина присоединились к империи Кира добровольно.

Кир привлек на свою сторону иудеев, насильно переселенных вавилонским царем Навуходоносором в Месопотамию, отпустив их из вавилонского плена. Он позволил иудеям вернуться в в Палестину, восстановить Храм в Иерусалиме и дал им правителя – потомка Давидовой династии.

Новым правителем Вавилона персидский царь назначил Укбару, который, впрочем, царствовал менее двух месяцев и внезапно умер от неизвестной болезни в ноябре 539 г. Скорее всего, был отравлен людьми царицы Нектрис.

Пир Вальтасара



Послесловие

Во время своих археологических раскопок Кольдевей* обнаружил также развалины дворца Навуходоносора. Даже развалины, немые свидетели древнего величия, поразили археологов. На огромной площади 2500 лет назад возвышался целый комплекс дворцов, каждый из которых соперничал с другими в великолепии, образуя при этом единый дворец, одни стены которого составляли от шести до пятнадцати метров в ширину.

Именно в этом дворце, в его тронном зале, происходил знаменитый пир Валтасара, так ярко описанный в пятой главе книги пророка Даниила. Обстоятельства падения Вавилона (внезапность, беспомощность защитников города, гибель царя и др.), предсказанные за много лет Божьими пророками, сегодня полностью подтверждены историей.

Одним из самых последних объектов нападения критики был вопрос о существовании царя Валтасара, которого Библия называет правителем Вавилона. Дело в том, что на протяжении многих лет археологи не обнаруживали каких–либо упоминаний этого имени, что и дало повод некоторым ученым взять существование Валтасара под сомнение. Но вскоре новые археологические раскопки подтвердили его существование: были обнаружены летописи, в которых говорилось, что Набонид, отец Валтасара, отошел от дел управления и, поселившись в Тейме, оставил царство на Валтасара.


* - Роберт Кольдевей - немецкий архитектор, историк архитектуры, преподаватель и археолог, один из крупнейших немецких археологов, занимавшихся ближневосточной археологией. Определил место и с помощью длившихся с 1898-1899 по 1917 год раскопок подтвердил существование легендарного Вавилона.