prajt (prajt) wrote,
prajt
prajt

Categories:

Смерть в прямом эфире

В Петербурге рухнул спорткомплекс

Что говорить, подготовка к разборке кровли спорткомплекса «Петербургский» была далека от идеала. Да по сути и не было никакой подготовки - ни технической, ни организационной.
О какой подготовке можно говорить, если решили кровлю "снести" за один день, пока губернатор в отъезде и защитники уникального спорткомплекса в неведении о сносе. Очень спешили заинтересованные.
Зато, в случае удачного демонтажа, можно будет развести руками и сказать назойливым - «как-то вот само упало».







Спорткомплекс «Петербургский»

[ДАЛЬШЕ...]



Огромная 160-метровая мембрана кровли спорткомплекса крепится 112 предварительно-напряженными металлическими вантами к железобетонному кольцу, расположенному по верху вертикальных опор-колонн. Практически -это сильно-натянутые струны, на которых и смонтирована собственно кровля.

Горе-начальники не придумали ничего лучшего, как обрезать металлические ванты, на которых держалась крыша, от внешнего бетонного кольца Спортивного корпуса.
Решили, что рабочие будут «перекусывать» одну ванту за другой, пока крыша не провалится внутрь.


Спорткомплекс «Петербургский» после обрушения









Три автокрана, три люльки.
Привезли и рабочих, шесть человек, по 2 человека на люльку.

Первую пару рабочих составили 29-летний Матвей Кучеров и его 26-летний друг детства Александр Бардынин. Оба родом из карельского села Деревянное, что под Петрозаводском. Кучеров – профессиональный сварщик, а Бардынин -подсобник, но спец по поиску подработки и хороший договорщик. Бардынин и был лидером в этой паре земляков. Навыками работы на высоте ребята не не обладали. Им посулили деньги и они согласились.

Люльку с Кучеровым и Бардыниным поднимал кран с телескопической стрелой. Машинист крана работал вслепую, так как не видел люльку, поднятую на крышу. Его ориентировали рабочие по рации.




Спортивный комплекс «Петербургский». Вид с улицы. Хорошо видно железобетонное кольцо по периметру комплекса, смонтированное на вертикальных опорах. К Кольцу подходят "лепестки", в которых и находятся натянутые ванты






На каске Кучерова корреспонденты «Фонтанки» [«Фонтанка.ру» интернет-газета, Петербург] установили камеру. Она снимала процесс демонтажа и записывала переговоры рабочих между собой и с землей.

Уже при подъеме люльки стало понятно, кто в паре ведущий, а кто ведомый. Кучеров в основном молчал. Бардынин пытался заглушить стресс болтовней, перескакивая с темы на тему.

«Как тут высоко! Я пол-Питера вижу! – восхищался он и тут же спрашивал напарника: – Это стоит восьми рублей в день? По-моему, мало».

Очевидно, Бардынин имел в виду, что им пообещали восемь тысяч рублей за день.





Железобетонное кольцо комплекса. Часть вант обрезана. До катастрофы недолго осталось.






Основные команды при погрузке-разгрузке – «вира» (поднимать) и «майна» (опускать), знал только Кучеров. Ему приходилось разговаривать со штабом на земле и крановщиком, работать газосварочным резаком.

Первая сложность, с которой столкнулись Кучеров и Бардынин, – ограниченные возможности крана.

Кучеров: Телескоп выдвинь еще и нас опусти.

Земля: А телескоп на максимуме.

Кучеров: Ну майнуй тогда.




Крановщик за работой





Попытку Кучерова и Бардынина работать на весу – люлька держалась на стреле над пустым пространством – пресекли с земли. В штабе предполагали, что ванты при отрыве от внешнего кольца могут повести себя непредсказуемо.

Земля: Над вантом находиться нельзя. Если он «взыграет», будут последствия. Он ударит по люльке, и полетите вы очень весело. Над кольцом обязательно находиться, над кольцом.

По периметру внешнего кольца шли металлические перила. Они мешали поставить люльку поближе к краю. С перилами сварщику было трудно дотягиваться до вант из люльки. Их пришлось тоже демонтировать.

На резку первого крепления Кучеров потратил 18 минут. Их торопили с земли:

Земля: Чего там у вас?



В белой каске- руководитель работ, командир. (Рабочие при работе должны быть в красных касках).




Вероятно, в штабе были не очень довольны. С таким темпом демонтаж 112 вант – а их предполагалось срезать все – занял бы 33 часа только «чистого» времени.

Через несколько минут штаб вышел на связь с высотниками.

Земля: Поступило предложение прицепиться к люльке и с кольца резать ванты. Один человек встает на кольцо, прицепляется к люльке, ведет люльку за собой…

Это предложение резко отличалось от первоначального плана. Матвей Кучеров был, очевидно, настроен скептически [просто боялся!] к варианту стоять (ногами) на бетонном кольце, от которого обрезаются ванты. Он выразил свое сомнение коротким вопросом:




Перед подъемом. Два начальника-командира.





Кучеров: Так можно???

Напарник- Александр Бардынин ( не ему же было нужно покидать люльку) – наоборот, воодушевился:

Бардынин: Я понял, это очень хорошее предложение. Мы согласны.

Рабочие раздумывали. Кучеров явно не хотел выходить из люльки, это ему казалось небезопасным.

Кучеров: У нас веревки ни ... (нецензурное. – Прим. ред.) нет. Что делаем?

Бардынин: Пошли так [без страховки], к забору, перила спилим.

На записи слышно, как Матвей Кучеров тяжело вздыхает. Он отстегивает страховочный трос. Бардынин докладывает вниз:

Бардынин: Дима (видимо, командир на земле), мы пойдем пока так. Перила спилим.

После этого Бардынин получает по рации какое-то распоряжение. На записи его не разобрать. Затем обращается к Матвею:

Бардынин: Он хочет, чтобы люлька наверху была, а ты внизу резал. Прям по кольцу шел, а люлька будет над перилами летать. Вылазь.

Кучеров (растерянно.): А как же я так буду???

Но все же вышел на кольцо. С собой у него была короткая веревка-страховка. Ее длины явно недоставало для нормальной работы сварщика. Возможно, для собственного спокойствия Кучеров предложил напарнику быть в сцепке. Хотел пристегнуть себя не к люльке, а напарнику.










Кучеров: Прицепишь меня?

Бардынин: Куда? К себе? Зачем?

Кучеров показывает на край кольца, за которым пропасть, и спрашивает Бардынина:

Кучеров: Потому что как я буду ТАМ?!

Они пристегнулись друг к другу. В процессе резки Матвей жалуется на страховку:

Кучеров: Веревку бы подлиннее.
...

Следующие ванты Кучеров разрезал за шесть минут – в три раза быстрее первой.




«Фонтанка» показывает, как Кучеров и Бардынин демонтируют кровлю





Записи дальнейших переговоров у «Фонтанки» нет. Рабочих опустили на землю, Кучеров отдал камеру корреспондентам. Напарников подняли обратно на верх.

Судя по видеозаписям с коптера, который снимал разборку конструкций спорткомплекса, рабочих вынуждали еще больше экономить время. На перемещение люльки по кольцу его тратилось слишком много, так как машинист работал "вслепую" и мог ориентироваться только по устным командам с высоты.

«Оптимизация» (скорее всего -окрики "давай-давай, что вы там телитесь!" - с земли) привела к тому, что люльку перестали перемещать по бетонному кольцу, Кучеров отстегнул свою короткую веревку-страховку, от напарника [почему ему на земле не дали длинную веревку?] и получил свободу действий при работе взамен собственной безопасности.
В 14 часов 55 минут, при обрезке пятнадцатого крепления, конструкция комплекса не выдержала нагрузки и сложилась. Матвей успел добежать до люльки, коснулся ее руками, но ухватиться не смог и сорвался.
Другим высотникам повезло больше -они спаслись.









Катастрофа



НАЙДУТ-ЛИ ВИНОВНЫХ В ТРАГЕДИИ?


Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»



https://www.fontanka.ru/2020/01/31/144/
Tags: Катастрофы, Петербург
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments