ИГРА В ЦАРЯ. СКОЛЬКО ЛЖЕДМИТРИЕВ БЫЛО В РОССИИ ?
В период Смутного времени в начале XVII века в политической жизни появилось невиданное прежде явление – самозванчество, яркими представителями которого были Лжедмитрии, да и не только они. Прежде в истории Руси самозванцы практически не появлялись. Главной причиной их появления события смутного времени в России. После смерти царя Федора Иоанновича появляется несколько мнимых его братьев – самозванцев, бравших имя убиенного в Угличе в 1951 г. царевича Дмитрия Углицкого. Прилежный школьник знает Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, а более осведомленный читатель может насчитать штук пять. Откуда возникла такая популярность у мальчика, прожившего на белом свете всего восемь лет?

И.Глазунов. Легенда о царевиче Дмитрии. 1967
[ДАЛЬШЕ...]
В основе этого явления находилась личность царя, в котором соединялись две позиции: если царь законный, то он справедливый, если он не законный – он несправедливый. Имелось и обратное толкование – если царь несправедливый, то он незаконный. При этом Лжедмитрии всегда являлись не только выразителями чьих-то интересов, но и инструментами – их использовали самые различные политические силы для того, чтобы под их знаменем добиваться своих целей.
Откуда такое желание претендентов на российский престол выдать себя за Дмитрия, хотя, с точки зрения современного человека, Дмитрий – совершенно неподходящая кандидатура для занятия высшей руководящей должности в огромной стране? Он никогда не был на руководящей работе (его углицкое княжение было исключительно номинальным), он был не вполне здоров (страдал «падучей»), он был молод (в 1605 г. реальному Дмитрию исполнилось бы 23 года), он никогда не жил при дворе отца или старшего брата, не был причастен к процессу управления страной, не имел нужных социальных связей. Причина именно в принадлежности к сакральному княжескому роду, которая сообщала авторитет человеку вне зависимости от его личных качеств, и даже не смотря на них.
ИСКУШЕНИЕ «ЧУДЕСНЫМ СПАСЕНИЕМ»
Значительную роль в этот период сыграли самозванцы. Сразу несколько человек поочередно, а порой и пересекаясь друг с другом, выдавали себя за «чудесного спасшегося» младшего сына Ивана Грозного – царевича Дмитрия.
Настоящий царевич погиб в Угличе в 1591 году в возрасте восьми лет при обстоятельствах, о которых историки спорят до сих пор. Несмотря на то, что факт смерти царевича был установлен вполне достоверно, страна, вошедшая в период политической нестабильности, оказалась удобным полем деятельности для отчаянных авантюристов.

ГРИГОРИЙ НА ТРОНЕ
Вне всяких сомнений, королем самозванцев является Лжедмитрий I. Под этим именем скрывался, вероятнее всего, сын галичского дворянина Богдана Отрепьева Григорий Отрепьев.

Н.Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма
В 1604 г. происходит встреча новоявленного "царевича" с польским королём Сигизмундом. В этом же году Лжедмитрий принимает католичество. Сигизмунд признал его права на русский трон и дал добро на оказание помощи чудом спасённому юноше. Заручившись поддержкой могущественных покровителей, с помощью воеводы Мнишека, царевич снарядил войско и двинул свою армию на Москву. Дмитрию покорялись многие русские города, причём часто горожане не оказывали ему ни малейшего сопротивления, в том числе ему сдалось без боя войско московского воеводы Ф.И. Мстиславского.
И так, Лжедмитрия встречали не только без сопротивления, но и с большой радостью. Местные жители земель, через которые проходила его армия, искренне верили, что встречают чудом спасённого наследника престола. Из книги историка К. Рыжова «Все монархии мира» (М., 2001) мы с интересом узнаём, что царевич во время своего триумфального шествия по русской земле часто останавливался для того, чтобы побеседовать с местными жителями. В Серпухове его ждал целый богатый шатёр на несколько десятков человек, к его услугам была предоставлена царская кухня и челядь. Здесь, в Серпухове, Лжедмитрий дал свой первый пир русским боярам.

Н.Неврев. Дмитрий Самозванец у Вишневецкого
Оставшуюся до Москвы часть пути «самозванец» совершает уже в прекрасной карете, сопровождаемой пышной свитой. Следующая остановка состоялась в Коломенском (в те времена это было подмосковное село), тут царевича так же ждал пир и встре-ча с местной аристократией. По словам историка Рыжова, Лжедмитрий ласково принимал местных крестьян и посадских людей, которые встречали его с хлебом-солью, и обещал «быть им отцом».
В 1605 году, в самый разгар наступления на столицу войск «царевича Дмитрия», умирает Борис Годунов. Армия не поддерживает оставленного им наследника: его сын и вдова зверски убиты.

А. А. Шамков. Дмитрий Самозванец. 2006
20 июня 1605 года, под всеобщее ликование, Лжедмитрий торжественно вступает в Москву. Вот как в своём главном труде – «История государства Российского» описывает это событие Н.М. Карамзин:
«20 Июня, в прекрасный летний день, Самозванец вступил в Москву, торжественно и пышно. Впереди Поляки, литаврщики, трубачи, дружина всадников с копьями, пищальники, колесницы, заложенные шестернями и верховые лошади Царские, богато украшенные; далее барабанщики и полки Россиян, Духовенство с крестами и Лжедимитрий на белом коне, в одежде великолепной, в блестящем ожерелье, ценою в 150000 червонных: вокруг его 60 Бояр и Князей; за ними дружина Литовская, Немцы, Козаки и стрельцы.
Звонили во все колокола Московские. Улицы были наполнены бесчисленным множеством людей; кровли домов и церквей, башни и стены также усыпаны зрителями. Видя Лжедимитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй отец наш, Государь и Великий Князь Димитрий Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России! » Лжедимитрий всех громко приветствовал и называл своими добрыми подданными, веля им встать и молиться за него Богу»
(том XI, часть 5, глава 4).

Неврев Н.В. Ксения Годунова и Лжедмитрий
Начал же своё правление новый государь с раздачи благодеяний:
«Объявили милости: Лжедмитрий возвратил свободу, чины и достояние не только Нагим, мнимым своим родственникам, но и всем опальным Борисова времени... Угодив всей России милостями к невинным жертвам Борисова тиран-ства, Лжедмитрий старался угодить ей и благодеяниями общими: удвоил жалованье сановникам и войску; велел заплатить все долги казенные Иоаннова Царствования, отменил многие торговые и судные пошлины; строго запретил всякое мздоимство и наказал многих судей бессовестных; обнародовал, что в каждую Среду и Субботу будет сам принимать челобитные от жалобщиков на Красном крыльце».
Как рассказывает нам Д. Иловайский:
«21 июля происходило торжественное венчание Самозванца на царство в Успенском соборе со всеми обычными обрядами. Венчание сие совершал Игнатий, за несколько дней до того так же торжественно посвящённый в сан патриарха. Когда после обеда новый царь принимал во дворце поздравления от всех придворных чинов ‹...› из толпы выступил иезуит Чировский: поцеловав руку самозванца, он посреди глубокого молчания сказал ему от имени поляков приветственную речь на польском языке; что немало удивило русских бояр. Но Лжедмитрию эта напыщенная речь, по-видимому, очень понравилась, и он стал переводить боярам её смысл. За поздравлениями следовал роскошный пир».

К.Б.Вениг. Последние минуты Дмитрия самозванца. 1879
Следует сказать несколько слов об отношении Лжедмитрия к религии. Как я уже писал выше, в 1604 году он официально принял католическую веру. 24 апреля 1604 года царевич пишет Папе Клименту «...убегая от тирана и уходя от смерти, от которой еще в детстве избавил меня Господь Бог дивным своим промыслом, я сначала проживал в самом Московском государстве до известного времени между чернецами» .
На аудиенции у короля Сигизмунда, в присутствии папского нунция Рангони, "царевич Дмитрий" торжественно обещает поддерживать в России католическую веру – в частности, он говорил о своём намерении открыть на русской земле католические храмы, а так же собирался допустить в Московию иезуитов. Последнее обещание он незамедлительно исполнил, как только победоносно вошёл в Москву – известно, что при своей коронации он принял из рук иезуитов грамоту с поздравлениями от нового Папы – Павла V (занимал Папский Престол с мая 1605 г.). Понтифик в письме кардиналу Мацеевскому говорил: «если только Дмитрий пребудет в католической вере, как мы надеемся, то со временем можно привлечь русских в недра Святой Римской церкви, ибо, как нам известно, народ сей весьма покорен царю» . Известно, что в Смутное время в Кремле действовала католическая часовня.

К.Лебедев.Вступление войск Лжедмитрия I в Москву
Об отношении к религии царевича Дмитрия писал так же историк С.М. Соловьёв: царь «желал соединить церкви... желал внушить русским людям, что дело это не так трудно, как они думали, что нет большой разницы… что в латинянах нет порока, что вера латинская и греческая – одна» .
А вот, что говорил сам Лжедмитрий:
«У нас [в Русской Православной Церкви] только одни обряды, а смысл их укрыт. Вы поставляете благочестие только в том, что сохраняете посты, поклоняетесь мощам, почитаете иконы, а никакого понятия не имеете о существе веры. Вы называете себя новым Израилем, считаете себя самым праведным народом в мире, а живёте совсем не по-христиански, мало любите друг друга, мало расположены делать добро. Зачем вы презираете иноверцев? Что вы имеете против латинской и лютеранской веры? Они такие же христиане, как и православные. И они в Христа веруют».

К. Маковский. Смерть Дмитрия Самозванца
Лжедмитрия постигла трагическая судьба: он погиб в результате заговора, который организовал Василий Шуйский в 1606 году. «Заговорщики... с руганью и угрозами требовали от Дмитрия, чтобы он назвал свое настоящее имя, звание и имя своего отца – но Дмитрий до последнего момента твердил, что он сын Грозного, и порукой тому слово его матери. С него сорвали царское платье и вырядили в какие-то лохмотья, тыкали пальцами в глаза и дергали за уши» .
В конце – концов, заговорщики забили Дмитрия до смерти мечами и алебардами. Вот ещё одно описание последних минут жизни этого человека: «покалеченный и окровавленный, он лежал на полу в Кремлёвском дворце и на настойчивый вопрос склонившихся над ним бояр: «Кто ты таков, злодей?» - ответил: «Вы знаете: я Дмитрий, несите меня к моему народу». Мушкетный выстрел прекратил его мучения. Толпа три дня ругалась над его телом – плевала, колола ножами.... Чья-то рука положила на лицо убитого маску – символ его удивительной судьбы» .
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ «ЛЖЕДМИТРИЙ»: АФЕРЫ ДВОРЯНИНА МОЛЧАНОВА
О том, что царь – ненастоящий, в России знали многие. Но это лишь добавляло азарта тем, кто хотел пойти по пути Отрепьева – если худородный дворянин смог добраться до царских палат, то чем я хуже? Те, кто во времена Лжедмитрия I добрался до власти и денег, не хотели терять своих позиций. Если получилось один раз, то почему не попробовать снова?
Одним из первых решил попробовать себя в этой роли дворянин Михаил Молчанов. Он служил при дворе царя Бориса Годунова, однако имел довольно плохую репутацию и был замешан в различных махинациях. После смерти Бориса Молчанов участвовал в убийстве его родных, чем заслужил доверие Лжедмитрия I. Самозванец приглашал его для участия в попойках и оргиях.
После убийства Лжедмитрия I Молчанов отделался сравнительно легко – его наказали битьем кнутом. Вскоре он покинул Москву, причем прихватив с собой некоторые царские регалии и печать.
Молчанов объявил себя «чудесно спасшимся» от расправы в Москве «царем Дмитрием», и даже издавал указы. Однако настоящая личность Молчанова была слишком хорошо известна, поэтому полноценного Лжедмитрия из него не получилось. Поняв, что замысел не удался, он перебрался к более успешному Лжедмитрию II, который возвел Молчанова в чин окольничьего.
После гибели Лжедмитрия II Молчанов ездил в Польшу, став доверенным лицом польского короля Сигизмунда III в Москве. Следы авантюриста теряются в 1611 году. Скорее всего, он погиб во время одного из восстаний в столице.
«ТУШИНСКИЙ ВОР»: ЛЖЕДМИТРИЯ II ПОГУБИЛА ССОРА С НАЧАЛЬНИКОМ ОХРАНЫ
Лжедмитрий II – фигура еще более загадочная, чем его предшественник. Русские и польские сторонники первого самозванца искали человека, который смог играть его роль. Существует более десятка версий, кем он был в действительности.
На портретах XVII века Лжедмитрий II изображался как Лжедмитрий I, что, конечно же, отнюдь не случайно, поскольку новый, второй самозванец выдавал себя уже не за царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного, якобы спасшегося когда-то в Угличе, а за «царя Дмитрия» (Григория Отрепьева), 30 июля 1605 года венчанного на царство и якобы чудом избежавшего смерти 17 мая 1606 года (многие уверяли, что тогда вместо царя был убит его двойник).

Вероятно, внешне Лжедмитрий II действительно был похож на предшественника (единственное исключение среди портретов того времени – изображение странного субъекта в меховой шапке, с длинными волосами и всклокоченной растительностью на лице, которое также не может быть признано достоверным). Что же касается всего остального, то второй самозванец представлял собой полную противоположность Григорию Отрепьеву.
Первые известия о Лжедмитрии II датируются зимой 1607 года, когда в Литве обнаружился претендент на имя чудесным образом спасшегося царя Дмитрия.

В.П.Верещагин. Осада Троице-Сергиевой Лавры.1891
Известный русский историк Сергей Федорович Платонов отмечал, что Лжедмитрий I в самом деле был руководителем поднятого им движения. «Вор же [Лжедмитрий II. – С. Ш.], – подчеркивал исследователь, – вышел на свое дело из пропойской тюрьмы и объявил себя царем под страхом побоев и пытки. Не он руководил толпами своих сторонников и подданных, а, напротив, они его влекли за собою в стихийном брожении, мотивом которого был не интерес претендента, а собственные интересы его отрядов».
Ясно, что образован и подготовлен к царской роли Лжедмитрий II был куда хуже Григория Отрепьева. Это не помешало собрать вокруг него армию и добиться присяги старому новому царю многих русских городов. Да что там города – жена Лжедмитрия I Марина Мнишек признала в новом самозванце мужа и, более того, родила от него ребенка. Такой поступок вполне объясним – амбициозная полячка не теряла надежды стать полноценной русской царицей.
Короноваться в Москве Лжедмитрию II не удалось, да этого и не могло произойти. Ведь, согласно роли, он являлся уже коронованным царем, бежавшим из рук заговорщиков.

Дмитриев-Оренбургский. Прибытие Дмитрия Самозванца в Калугу после бегства из Тушина». гравюра Рашевского.
Весной 1608 года армия Лжедмитрия II двинулась на Москву. Во главе войск самозванца встал литовский гетман князь Роман Ружинский. 30 апреля – 1 мая (битва продолжалась два дня) под Белевом были разгромлены полки, которыми командовал брат царя князь Дмитрий Иванович Шуйский. Уже в июне Лжедмитрий появился под столицей и расположился станом в селе Тушино. По названию своей резиденции он и получил запоминающееся имя Тушинского вора.
В 1610 году, после того, как часть сторонников самозванца перешла на сторону польского короля Сигизмунда III, Лжедмитрий II перебрался в Калугу. Ему помогло то, что в это время часть русской элиты выступила за приглашение на русский трон польского королевича Владислава. Самозванца стали рассматривать как единственную надежду и опору в борьбе с поляками.
Но в декабре 1610 года Лжедмитрия II убил начальник его собственной стражи Петр Урусов, сбежавший после этого к крымскому хану.

C. В. Иванов. В смутное время (тушинский лагерь)
ЦАРЬ В ПСКОВЕ, ЦАРЬ В АСТРАХАНИ
Весной 1611 года в Новгороде прямо на рынке появился человек, назвавший себя чудесно спасшимся царем Дмитрием. Новгородцы не поверили неизвестному, и с позором выгнали его.
Тогда новый претендент добрался до Ивангорода, где снова заявил – я царь, избежавший гибели. Город, переживавший шведскую осаду, принял Лжедмитрия III как нового лидера сопротивления. Шведы, отправившие к «царю» своих эмиссаров, быстро убедились, что перед ними человек, не имеющий никакого отношения к Лжедмитрию I, то есть к Григорию Отрепьеву. Впрочем, Лжедмитрий III сумел добиться присяги от целого ряда русских городов. В декабре 1611 года его торжественно встретил и признал царем Псков.
Пока один самозванец действовал на севере страны, на юге утверждался «Астраханский вор», или Лжедмитрий IV. Его появление в Астрахани произошло в конце 1611 года, то есть примерно в те же сроки, когда наибольшего успеха добился Лжедмитрий III. Присягу астраханскому самозванцу принесли жители Нижней Волги. Интересно, что центральной фигурой в окружении Лжедмитрия IV стал Петр Урусов, расправившийся с Лжедмитрием II. Однако «Астраханский вор» продержался недолго. Вскоре он также бесследно исчез, как и появился.

Псков XVII века, стрелецкая стража у Нижних решеток (рисунок Ю.П.Спегальского)
У Лжедмитрия III дела шли лучше. Казака по имени Сидорка (предполагается, что так на самом деле звали очередного самозванца), а в российской историографии известного также как «псковский вор», в марте 1612 года признало так называемое правительство первого ополчения, предшествовавшего ополчению Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Эта присяга открывала Лжедмитрию III путь к Москве. Но он сам все испортил. Признанием царем вскружило самозванцу голову. Он погряз в пьянстве, а его подручные промышляли грабежами в Пскове и окрестностях.
В таком «царе» люди быстро разочаровались, многие казачьи отряды от него ушли. Почувствовав, что счастье ему изменило, самозванец решился бежать, но был пойман и возвращен в Псков. На сей раз народу его предъявили уже в цепях, как «ненастоящего царя» и настоящего преступника. Летом 1612 года Лжедмитрия III отправили из Пскова в Москву, но по дороге его убили.
Список самозванцев этими «Лжедмитриями» не исчерпывается. Однако остальным добиться какого-то значительного успеха не удалось. После Земского собора 1613 года, избравшего на царство Михаила Романова, уставшая страна предпочла принять новую династию, нежели продолжать игру в «чудесные спасения» младшего сына Ивана Грозного.
Источники:
https://aif.ru/
Копылов А.Н. Лжедмитрий I или всё-таки царевич Дмитрий? // Актуальные проблемы современной науки. 2014. № 3. С. 16-21.

И.Глазунов. Легенда о царевиче Дмитрии. 1967
[ДАЛЬШЕ...]
В основе этого явления находилась личность царя, в котором соединялись две позиции: если царь законный, то он справедливый, если он не законный – он несправедливый. Имелось и обратное толкование – если царь несправедливый, то он незаконный. При этом Лжедмитрии всегда являлись не только выразителями чьих-то интересов, но и инструментами – их использовали самые различные политические силы для того, чтобы под их знаменем добиваться своих целей.
Откуда такое желание претендентов на российский престол выдать себя за Дмитрия, хотя, с точки зрения современного человека, Дмитрий – совершенно неподходящая кандидатура для занятия высшей руководящей должности в огромной стране? Он никогда не был на руководящей работе (его углицкое княжение было исключительно номинальным), он был не вполне здоров (страдал «падучей»), он был молод (в 1605 г. реальному Дмитрию исполнилось бы 23 года), он никогда не жил при дворе отца или старшего брата, не был причастен к процессу управления страной, не имел нужных социальных связей. Причина именно в принадлежности к сакральному княжескому роду, которая сообщала авторитет человеку вне зависимости от его личных качеств, и даже не смотря на них.
ИСКУШЕНИЕ «ЧУДЕСНЫМ СПАСЕНИЕМ»
Значительную роль в этот период сыграли самозванцы. Сразу несколько человек поочередно, а порой и пересекаясь друг с другом, выдавали себя за «чудесного спасшегося» младшего сына Ивана Грозного – царевича Дмитрия.
Настоящий царевич погиб в Угличе в 1591 году в возрасте восьми лет при обстоятельствах, о которых историки спорят до сих пор. Несмотря на то, что факт смерти царевича был установлен вполне достоверно, страна, вошедшая в период политической нестабильности, оказалась удобным полем деятельности для отчаянных авантюристов.

ГРИГОРИЙ НА ТРОНЕ
Вне всяких сомнений, королем самозванцев является Лжедмитрий I. Под этим именем скрывался, вероятнее всего, сын галичского дворянина Богдана Отрепьева Григорий Отрепьев.

Н.Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма
В 1604 г. происходит встреча новоявленного "царевича" с польским королём Сигизмундом. В этом же году Лжедмитрий принимает католичество. Сигизмунд признал его права на русский трон и дал добро на оказание помощи чудом спасённому юноше. Заручившись поддержкой могущественных покровителей, с помощью воеводы Мнишека, царевич снарядил войско и двинул свою армию на Москву. Дмитрию покорялись многие русские города, причём часто горожане не оказывали ему ни малейшего сопротивления, в том числе ему сдалось без боя войско московского воеводы Ф.И. Мстиславского.
И так, Лжедмитрия встречали не только без сопротивления, но и с большой радостью. Местные жители земель, через которые проходила его армия, искренне верили, что встречают чудом спасённого наследника престола. Из книги историка К. Рыжова «Все монархии мира» (М., 2001) мы с интересом узнаём, что царевич во время своего триумфального шествия по русской земле часто останавливался для того, чтобы побеседовать с местными жителями. В Серпухове его ждал целый богатый шатёр на несколько десятков человек, к его услугам была предоставлена царская кухня и челядь. Здесь, в Серпухове, Лжедмитрий дал свой первый пир русским боярам.

Н.Неврев. Дмитрий Самозванец у Вишневецкого
Оставшуюся до Москвы часть пути «самозванец» совершает уже в прекрасной карете, сопровождаемой пышной свитой. Следующая остановка состоялась в Коломенском (в те времена это было подмосковное село), тут царевича так же ждал пир и встре-ча с местной аристократией. По словам историка Рыжова, Лжедмитрий ласково принимал местных крестьян и посадских людей, которые встречали его с хлебом-солью, и обещал «быть им отцом».
В 1605 году, в самый разгар наступления на столицу войск «царевича Дмитрия», умирает Борис Годунов. Армия не поддерживает оставленного им наследника: его сын и вдова зверски убиты.

А. А. Шамков. Дмитрий Самозванец. 2006
20 июня 1605 года, под всеобщее ликование, Лжедмитрий торжественно вступает в Москву. Вот как в своём главном труде – «История государства Российского» описывает это событие Н.М. Карамзин:
«20 Июня, в прекрасный летний день, Самозванец вступил в Москву, торжественно и пышно. Впереди Поляки, литаврщики, трубачи, дружина всадников с копьями, пищальники, колесницы, заложенные шестернями и верховые лошади Царские, богато украшенные; далее барабанщики и полки Россиян, Духовенство с крестами и Лжедимитрий на белом коне, в одежде великолепной, в блестящем ожерелье, ценою в 150000 червонных: вокруг его 60 Бояр и Князей; за ними дружина Литовская, Немцы, Козаки и стрельцы.
Звонили во все колокола Московские. Улицы были наполнены бесчисленным множеством людей; кровли домов и церквей, башни и стены также усыпаны зрителями. Видя Лжедимитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй отец наш, Государь и Великий Князь Димитрий Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России! » Лжедимитрий всех громко приветствовал и называл своими добрыми подданными, веля им встать и молиться за него Богу»
(том XI, часть 5, глава 4).

Неврев Н.В. Ксения Годунова и Лжедмитрий
Начал же своё правление новый государь с раздачи благодеяний:
«Объявили милости: Лжедмитрий возвратил свободу, чины и достояние не только Нагим, мнимым своим родственникам, но и всем опальным Борисова времени... Угодив всей России милостями к невинным жертвам Борисова тиран-ства, Лжедмитрий старался угодить ей и благодеяниями общими: удвоил жалованье сановникам и войску; велел заплатить все долги казенные Иоаннова Царствования, отменил многие торговые и судные пошлины; строго запретил всякое мздоимство и наказал многих судей бессовестных; обнародовал, что в каждую Среду и Субботу будет сам принимать челобитные от жалобщиков на Красном крыльце».
Как рассказывает нам Д. Иловайский:
«21 июля происходило торжественное венчание Самозванца на царство в Успенском соборе со всеми обычными обрядами. Венчание сие совершал Игнатий, за несколько дней до того так же торжественно посвящённый в сан патриарха. Когда после обеда новый царь принимал во дворце поздравления от всех придворных чинов ‹...› из толпы выступил иезуит Чировский: поцеловав руку самозванца, он посреди глубокого молчания сказал ему от имени поляков приветственную речь на польском языке; что немало удивило русских бояр. Но Лжедмитрию эта напыщенная речь, по-видимому, очень понравилась, и он стал переводить боярам её смысл. За поздравлениями следовал роскошный пир».

К.Б.Вениг. Последние минуты Дмитрия самозванца. 1879
Следует сказать несколько слов об отношении Лжедмитрия к религии. Как я уже писал выше, в 1604 году он официально принял католическую веру. 24 апреля 1604 года царевич пишет Папе Клименту «...убегая от тирана и уходя от смерти, от которой еще в детстве избавил меня Господь Бог дивным своим промыслом, я сначала проживал в самом Московском государстве до известного времени между чернецами» .
На аудиенции у короля Сигизмунда, в присутствии папского нунция Рангони, "царевич Дмитрий" торжественно обещает поддерживать в России католическую веру – в частности, он говорил о своём намерении открыть на русской земле католические храмы, а так же собирался допустить в Московию иезуитов. Последнее обещание он незамедлительно исполнил, как только победоносно вошёл в Москву – известно, что при своей коронации он принял из рук иезуитов грамоту с поздравлениями от нового Папы – Павла V (занимал Папский Престол с мая 1605 г.). Понтифик в письме кардиналу Мацеевскому говорил: «если только Дмитрий пребудет в католической вере, как мы надеемся, то со временем можно привлечь русских в недра Святой Римской церкви, ибо, как нам известно, народ сей весьма покорен царю» . Известно, что в Смутное время в Кремле действовала католическая часовня.

К.Лебедев.Вступление войск Лжедмитрия I в Москву
Об отношении к религии царевича Дмитрия писал так же историк С.М. Соловьёв: царь «желал соединить церкви... желал внушить русским людям, что дело это не так трудно, как они думали, что нет большой разницы… что в латинянах нет порока, что вера латинская и греческая – одна» .
А вот, что говорил сам Лжедмитрий:
«У нас [в Русской Православной Церкви] только одни обряды, а смысл их укрыт. Вы поставляете благочестие только в том, что сохраняете посты, поклоняетесь мощам, почитаете иконы, а никакого понятия не имеете о существе веры. Вы называете себя новым Израилем, считаете себя самым праведным народом в мире, а живёте совсем не по-христиански, мало любите друг друга, мало расположены делать добро. Зачем вы презираете иноверцев? Что вы имеете против латинской и лютеранской веры? Они такие же христиане, как и православные. И они в Христа веруют».

К. Маковский. Смерть Дмитрия Самозванца
Лжедмитрия постигла трагическая судьба: он погиб в результате заговора, который организовал Василий Шуйский в 1606 году. «Заговорщики... с руганью и угрозами требовали от Дмитрия, чтобы он назвал свое настоящее имя, звание и имя своего отца – но Дмитрий до последнего момента твердил, что он сын Грозного, и порукой тому слово его матери. С него сорвали царское платье и вырядили в какие-то лохмотья, тыкали пальцами в глаза и дергали за уши» .
В конце – концов, заговорщики забили Дмитрия до смерти мечами и алебардами. Вот ещё одно описание последних минут жизни этого человека: «покалеченный и окровавленный, он лежал на полу в Кремлёвском дворце и на настойчивый вопрос склонившихся над ним бояр: «Кто ты таков, злодей?» - ответил: «Вы знаете: я Дмитрий, несите меня к моему народу». Мушкетный выстрел прекратил его мучения. Толпа три дня ругалась над его телом – плевала, колола ножами.... Чья-то рука положила на лицо убитого маску – символ его удивительной судьбы» .
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ «ЛЖЕДМИТРИЙ»: АФЕРЫ ДВОРЯНИНА МОЛЧАНОВА
О том, что царь – ненастоящий, в России знали многие. Но это лишь добавляло азарта тем, кто хотел пойти по пути Отрепьева – если худородный дворянин смог добраться до царских палат, то чем я хуже? Те, кто во времена Лжедмитрия I добрался до власти и денег, не хотели терять своих позиций. Если получилось один раз, то почему не попробовать снова?
Одним из первых решил попробовать себя в этой роли дворянин Михаил Молчанов. Он служил при дворе царя Бориса Годунова, однако имел довольно плохую репутацию и был замешан в различных махинациях. После смерти Бориса Молчанов участвовал в убийстве его родных, чем заслужил доверие Лжедмитрия I. Самозванец приглашал его для участия в попойках и оргиях.
После убийства Лжедмитрия I Молчанов отделался сравнительно легко – его наказали битьем кнутом. Вскоре он покинул Москву, причем прихватив с собой некоторые царские регалии и печать.
Молчанов объявил себя «чудесно спасшимся» от расправы в Москве «царем Дмитрием», и даже издавал указы. Однако настоящая личность Молчанова была слишком хорошо известна, поэтому полноценного Лжедмитрия из него не получилось. Поняв, что замысел не удался, он перебрался к более успешному Лжедмитрию II, который возвел Молчанова в чин окольничьего.
После гибели Лжедмитрия II Молчанов ездил в Польшу, став доверенным лицом польского короля Сигизмунда III в Москве. Следы авантюриста теряются в 1611 году. Скорее всего, он погиб во время одного из восстаний в столице.
«ТУШИНСКИЙ ВОР»: ЛЖЕДМИТРИЯ II ПОГУБИЛА ССОРА С НАЧАЛЬНИКОМ ОХРАНЫ
Лжедмитрий II – фигура еще более загадочная, чем его предшественник. Русские и польские сторонники первого самозванца искали человека, который смог играть его роль. Существует более десятка версий, кем он был в действительности.
На портретах XVII века Лжедмитрий II изображался как Лжедмитрий I, что, конечно же, отнюдь не случайно, поскольку новый, второй самозванец выдавал себя уже не за царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного, якобы спасшегося когда-то в Угличе, а за «царя Дмитрия» (Григория Отрепьева), 30 июля 1605 года венчанного на царство и якобы чудом избежавшего смерти 17 мая 1606 года (многие уверяли, что тогда вместо царя был убит его двойник).

Вероятно, внешне Лжедмитрий II действительно был похож на предшественника (единственное исключение среди портретов того времени – изображение странного субъекта в меховой шапке, с длинными волосами и всклокоченной растительностью на лице, которое также не может быть признано достоверным). Что же касается всего остального, то второй самозванец представлял собой полную противоположность Григорию Отрепьеву.
Первые известия о Лжедмитрии II датируются зимой 1607 года, когда в Литве обнаружился претендент на имя чудесным образом спасшегося царя Дмитрия.

В.П.Верещагин. Осада Троице-Сергиевой Лавры.1891
Известный русский историк Сергей Федорович Платонов отмечал, что Лжедмитрий I в самом деле был руководителем поднятого им движения. «Вор же [Лжедмитрий II. – С. Ш.], – подчеркивал исследователь, – вышел на свое дело из пропойской тюрьмы и объявил себя царем под страхом побоев и пытки. Не он руководил толпами своих сторонников и подданных, а, напротив, они его влекли за собою в стихийном брожении, мотивом которого был не интерес претендента, а собственные интересы его отрядов».
Ясно, что образован и подготовлен к царской роли Лжедмитрий II был куда хуже Григория Отрепьева. Это не помешало собрать вокруг него армию и добиться присяги старому новому царю многих русских городов. Да что там города – жена Лжедмитрия I Марина Мнишек признала в новом самозванце мужа и, более того, родила от него ребенка. Такой поступок вполне объясним – амбициозная полячка не теряла надежды стать полноценной русской царицей.
Короноваться в Москве Лжедмитрию II не удалось, да этого и не могло произойти. Ведь, согласно роли, он являлся уже коронованным царем, бежавшим из рук заговорщиков.

Дмитриев-Оренбургский. Прибытие Дмитрия Самозванца в Калугу после бегства из Тушина». гравюра Рашевского.
Весной 1608 года армия Лжедмитрия II двинулась на Москву. Во главе войск самозванца встал литовский гетман князь Роман Ружинский. 30 апреля – 1 мая (битва продолжалась два дня) под Белевом были разгромлены полки, которыми командовал брат царя князь Дмитрий Иванович Шуйский. Уже в июне Лжедмитрий появился под столицей и расположился станом в селе Тушино. По названию своей резиденции он и получил запоминающееся имя Тушинского вора.
В 1610 году, после того, как часть сторонников самозванца перешла на сторону польского короля Сигизмунда III, Лжедмитрий II перебрался в Калугу. Ему помогло то, что в это время часть русской элиты выступила за приглашение на русский трон польского королевича Владислава. Самозванца стали рассматривать как единственную надежду и опору в борьбе с поляками.
Но в декабре 1610 года Лжедмитрия II убил начальник его собственной стражи Петр Урусов, сбежавший после этого к крымскому хану.

C. В. Иванов. В смутное время (тушинский лагерь)
ЦАРЬ В ПСКОВЕ, ЦАРЬ В АСТРАХАНИ
Весной 1611 года в Новгороде прямо на рынке появился человек, назвавший себя чудесно спасшимся царем Дмитрием. Новгородцы не поверили неизвестному, и с позором выгнали его.
Тогда новый претендент добрался до Ивангорода, где снова заявил – я царь, избежавший гибели. Город, переживавший шведскую осаду, принял Лжедмитрия III как нового лидера сопротивления. Шведы, отправившие к «царю» своих эмиссаров, быстро убедились, что перед ними человек, не имеющий никакого отношения к Лжедмитрию I, то есть к Григорию Отрепьеву. Впрочем, Лжедмитрий III сумел добиться присяги от целого ряда русских городов. В декабре 1611 года его торжественно встретил и признал царем Псков.
Пока один самозванец действовал на севере страны, на юге утверждался «Астраханский вор», или Лжедмитрий IV. Его появление в Астрахани произошло в конце 1611 года, то есть примерно в те же сроки, когда наибольшего успеха добился Лжедмитрий III. Присягу астраханскому самозванцу принесли жители Нижней Волги. Интересно, что центральной фигурой в окружении Лжедмитрия IV стал Петр Урусов, расправившийся с Лжедмитрием II. Однако «Астраханский вор» продержался недолго. Вскоре он также бесследно исчез, как и появился.

Псков XVII века, стрелецкая стража у Нижних решеток (рисунок Ю.П.Спегальского)
У Лжедмитрия III дела шли лучше. Казака по имени Сидорка (предполагается, что так на самом деле звали очередного самозванца), а в российской историографии известного также как «псковский вор», в марте 1612 года признало так называемое правительство первого ополчения, предшествовавшего ополчению Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Эта присяга открывала Лжедмитрию III путь к Москве. Но он сам все испортил. Признанием царем вскружило самозванцу голову. Он погряз в пьянстве, а его подручные промышляли грабежами в Пскове и окрестностях.
В таком «царе» люди быстро разочаровались, многие казачьи отряды от него ушли. Почувствовав, что счастье ему изменило, самозванец решился бежать, но был пойман и возвращен в Псков. На сей раз народу его предъявили уже в цепях, как «ненастоящего царя» и настоящего преступника. Летом 1612 года Лжедмитрия III отправили из Пскова в Москву, но по дороге его убили.
Список самозванцев этими «Лжедмитриями» не исчерпывается. Однако остальным добиться какого-то значительного успеха не удалось. После Земского собора 1613 года, избравшего на царство Михаила Романова, уставшая страна предпочла принять новую династию, нежели продолжать игру в «чудесные спасения» младшего сына Ивана Грозного.
Источники:
https://aif.ru/
Копылов А.Н. Лжедмитрий I или всё-таки царевич Дмитрий? // Актуальные проблемы современной науки. 2014. № 3. С. 16-21.