Начало: http://prajt.livejournal.com/18296.html
Продолжение: http://prajt.livejournal.com/18660.html
* * *
То же лицо видело икону в следующее воскресенье через неделю. На иконе оставались необновленными только изображения Зосимы и Савватия Соловецких и Воздвижения Честного Креста и необновившееся пятно по изображению Воскресения Христова (левый угол внизу) и святителя Николая (правый угол внизу). В обновившихся местах можно было заметить полное и неполное обновление, которые незаметно сливались одно с другим... </b>[2].
29 июня 1923 года в том же Гродекове произошло обновление куполов местного храма. Вот как об этом рассказывает настоятель храма:
«Входит ко мне в алтарь казак Иван Семенович Понявкин, человек верующий, строгий ревнитель Православия, и говорит мне, что на нашем храме обновляются кресты и что много собралось народу. Я, говорит, стоял и наблюдал. Один из крестов обновлялся на глазах у всех, а всех обновилось пять крестов; даже там, где местами золото слиняло, обновилась грунтовка желтого цвета. Обновились местами также купола, покрытые зеленой краскою и от времени побелевшие.
Когда я вышел на улицу, то, действительно, народу собралось много, было много служащих железной дороги и красноармейцев, которые относились с насмешкой к чуду и говорили казакам: «За сколько вам поп в одну ночь выкрасил кресты? Наверное, рублей двести взял?». Против этих нечестивцев восстали женщины и говорят: «Дадим тебе триста, выкраси в неделю» [цит. по 23].
[ Дальше...]После первых случаев благодатных обновлений прошла как бы какая-то волна по всему Приморью. Стали обновляться святые иконы в храмах и у частных лиц по разным селам Приморья; обновлялись также в храмах хоругви, утварь и другие священные предметы.
После Приморья волна обновлений двинулась в пределы Харбинской епархии.
Первые случаи обновления здесь произошли в конце июня старого стиля того же 1923 года. Достойно внимания, что, по дошедшим до нас сведениям из Советской России, начало обновлений на юге России началось точно так же на это время. Первою обновившеюся иконою в пределах Харбинской епархии была икона Божьей Матери Владимирская. После обновления этой святой иконы последовало обновление других икон Божьей Матери, а также икон Спасителя и угодников Божиих. Последовательно через некоторые промежутки обновились иконы Божьей Матери Казанская, Иверская, Всех скорбящих радость, Умиление, Знамения Курская Коренная, Калужская. Есть обновившиеся иконы Спасителя, но их небольшое число по сравнению с обновившимися иконами Божьей Матери. Из икон угодников Божиих первою обновилась в пределах Харбинской епархии икона мученика Иоанна Воина, защитника от обидящих. Но наибольшее число обновившихся икон – иконы великого угодника Божия святителя Николая и иконы святого великомученика Георгия Победоносца.
Первый случай обновления благодать Божия явила в пределах Харбинской епархии на станции Пограничная, и первая обновившаяся икона была, как сказано, икона Божьей Матери Владимирская. Обновление святой иконы совершалось с 3 на 4 июля. Первое чудо обновления совершилось так неожиданно и так было ново, что слух об этом быстро разнесся по всей Маньчжурии и произвел на всех неизгладимое впечатление, привел всех как бы в какое-то недоумение. Иконе более двадцати лет. До обновления икона была потемневшей, тусклого бледного цвета. Такой же вид имеет икона Спасителя, находившаяся рядом. После обновления краски лика так оживились, как будто икона только сейчас написана и покрыта лаком, фольговые украшения так блестят своим золотистым блеском, как будто они сейчас только вышли из рук мастера. Обновление иконы никак не могло произойти путем обыкновенной чистки. Икона никогда не вынималась из киота, чему доказательством служит насевшая в нижней части киота паутина, а фольга настолько слабый материал, что при малейшей попытке чистки фольговых украшений они рассыпались бы в прах. Описанная святая икона принадлежит жительнице станции Пограничная Евфимии Потаповне Немерецкой. Вставши утром 4 июля на молитву, хозяйка дома увидела икону уже обновившейся, а потому полагает, что обновление произошло в ночь с 3 на 4 июля.
9 июля 1923 года у прихожан станции Пограничная Георгия Васильевича и Елизаветы Ивановны Журицких обновилась икона святого мученика Иоанна Воина. Икона была темной с едва заметным ликом и производила впечатление старой и ветхой. Находилась она в киоте под стеклом, которое не открывалось, написана на дереве, риза и венчик вокруг головы из фольги золотистого цвета. После обновления икона стала необыкновенно светлой, с отчетливо прояснившимся ликом святого и обновившейся фольговой ризой.
Икона пожертвована владельцем в местный храм.
10 июля обновилась Казанская икона Божьей Матери и икона святителя Николая у жителя соседнего с Пограничной поселка Благовещенского Ивана Дмитриевича Кондратюка.
Казанская икона была приобретена владельцем сорок два года назад. Просветление иконы заметила хозяйка дома во время утренней молитвы, немедленно позвала дочь, которая заметила и самый процесс просветления иконы. Икона святителя Николая напечатана на бумаге. В средине поясное изображение Святителя, по бокам мелкие изображения из его жития, иконе пятнадцать лет. На иконе во всей ясности видно, какою она была до обновления и какою стала после... Переход светлого в тусклое и, наконец, темное в самом углу настолько незаметен, что исключает всякую возможность чистки иконы человеческою рукою, потому что тогда остались бы какие-либо полоски. Икона пожертвована владельцем в Харбинский собор.
10-го же июля у прихожанина поселка Благовещенского Пограничного прихода Ивана Григорьевича Козловского обновились следующие святые иконы:
небольшая иконка Тайной Вечери, печатанная на бумаге, приобретена тридцать три года назад, родительское благословение; Казанская икона Божьей Матери, писана на дереве, с фольговою ризою в киоте, приобретенная около пятидесяти лет назад; икона святителя Николая, приобретеннная около тридцати лет назад, писана тоже на дереве, с фольговою ризою в киоте. Все поименованные иконы были так загрязнены пылью и засижены мухами, тараканами, что почти невозможно было рассмотреть изображения. Обновление произошло заметным образом на глазах присутствовавших.
Вот простой беспристрастный рассказ об этом хозяина дома:
«10 июля в 12 часов дня я пришел в кухню обедать. Жена старуха пошла в комнату, где стояли иконы, и увидела, что икона Божьей Матери, стоящая выше других икон, стала обновляться. Она возвратилась в кухню и сказала мне: «Старик, иди, посмотри на нашу икону, какая она светлая!». Я пошел вместе со старухой, снял икону и вынес ее на кухню, где вместе с квартирантами стали рассматривать. Когда мы рассматривали, то икона в наших руках обновлялась и стала совершенно светлой. После пришло много народу, стали смотреть на угол, где находились иконы, и заметили, что и остальные иконы стали значительно светлее, чем раньше. Небольшая иконочка Спасителя, печатанная на бумаге, лежала ликом вниз, но когда ее подняли, то тоже заметили перемену. Икона, бывшая совершенно темной, грязной, засиженной мухами, оказалась светлой, чистой. Через два часа все иконы обновились, и к вечеру пришел отец, настоятель церкви станции Пограничная, протоиерей Ильинский, при большом стечении народа отслужил молебен».
Икона Тайной Вечери пожертвована владельцем в Харбинский собор.
В то же приблизительно время обновились святые иконы: 1) Икона Спасителя у прихожанки станции Пограничная Матрены Викуловны Мотях. Иконе 42 года; писана красками, простой, но приличной работы; икона пожертвована владелицей в Харбинский собор;
2) Иверская икона Божьей Матери у прихожанина Михаила Прокопьевича и Варвары Андреевны Романюк...
3) Икона святого великомученика Георгия Победоносца в доме большевика, но верующего человека, Василия Ананьевича Беликова, большевика скорее, как говорят, по должности. Икона была приобретена его матерью, богобоязненной женщиной, которая и доселе жива. Иконе шестнадцать лет, напечатана на жести. Икона блестит, как будто только сейчас изготовлена на фабрике; остались только кое-где ничтожные пятнышки, показывающие, какой икона была до обновления. Большевик хозяин скрывал обновление иконы и только кое-кому проговаривался об этом: "Вот как у меня обновилась икона святого Георгия Победоносца. Икона висела в переднем углу. Когда я стоял на молитве, то заметил яркий блеск, причем обновление иконы последовало в течение суток. О просветлении иконы я никому не говорил, кроме своей матери, боясь различных кривотолков. До обновления икона была совершенно темная, покрыта пылью и засижена мухами".
Когда спрашивали владельца иконы, почему он не объявил всем о ее обновлении, он отвечал, что тогда его единомышленники подняли бы его на смех [2].
Архиепископ Мефодий в ежемесячном православно-церковном журнале «Вера и жизнь» (июнь, 1925) упоминает о ряде городов, сведений об обновлениях в которых практически не имеется в других источниках.
Можно заключить, что обновления имело место с августа 1923 в различных населенных пунктах Приморского края и других городах: Богуславке, Воздвиженке, Михайловке, Жариковом, Сергеевском, Барановском, Черниговке, Полтавке, Димитриевке, Прохорах, Александровке, Имане, Спасском, Владивостоке, Хабаровске.
Обновлялись иконы, писаные на досках и отпечатанные на бумаге, на фольге. При этом наблюдалось необыкновенное явление: начавшееся обновление святой иконы после того, как ее брали в руки разные любопытные для осмотра останавливалось и прекращалось [45].
Шествуя на запад, благодатная волна обновлений достигла города Харбина.
8 ноября 1923 г. старого стиля совершилось в Госпитальном городке первое обновление: обновилась икона великомученика Георгия Победоносца... Икона печатана на жести, принадлежала Пятому Сибирскому стрелковому полку и была сдана в склад изъятых из употребления вещей. Оттуда она была взята в свою квартиру врачом Николаем Александровичем Смирновым... Вторая обновившаяся икона в Харбине была икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость», находящаяся в домовом храме хронических больных... [2]
Рассказывает владыка Дмитрий из Харбина:
«Вдруг люди стали замечать, что икона светлеет и становится все выразительнее. Художник Волоченко приходил в храм каждое воскресенье, и каждый раз видел икону все более светлой и более отчетливой. В конце концов она обрела совершенную выразительность. […] Более всего нас удивляло то, что золотой ореол вокруг главы Богородицы сиял даже из-под воска, то есть сквозь воск, которым икона была закапана. Это обновление иконы воодушевило и обрадовало всех русских на Дальнем Востоке» [31].
После обновления иконы «Всех скорбящих радости» вскоре обновилась в Харбине Владимирская икона Божьей Матери, принадлежавшая Павлу Домниковичу и Елене Никаноровне Шумским — родительское благословение госпоже Шумской. Икона пожертвована владельцами в харбинский мужской Богордице-Казанский монастырь. Икона печатана на бумаге, покрыта фольговой плоской ризой, под стеклом в наглухо заделанной рамке...
Почти одновременно с Владимирской иконой Божьей Матери обновилась в доме Владимира Николаевича Рыкова не менее как полуторастолетняя родовая икона Божьей Матери «Умиление». Эта святая икона не только обновилась, но на одежде Богоматери выступили еще небольшие капли мира. Икона живописной работы.
В том же семействе в начале марта 1924 года стала обновляться икона святителя Митрофания Воронежского, прекрасной живописной работы; была в семье Рыковых более ста лет. Мать госпожи Рыковой, 82-летняя старица, помнит икону, когда была еще маленькой; икона и тогда уже была темная. Незадолго до Благовещения вся икона ясно просветлела и продолжает как бы все более становиться ясной. Осталась только левая ручка святителя совершенно черной, какой вид имела вся икона до обновления. Перед иконой всегда лежал акафист святителю Митрофанию, напечатанный в 1850 году и от времени весь пожелтевший. Госпожа Рыкова каждодневно читала этот акафист перед иконой, хотя и не весь. Дня три не читав акафиста, госпожа Рыкова взяла его по обычаю, чтобы читать, и вдруг увидела, что пожелтевшие листы, за исключением крайних, побелели и стали почти как новые. Это было вечером 15 ноября старого стиля.
В декабре 1923 года обновилась икона в г. Хайларе У Натальи Кирилловны Емельяновой.
Икона долго хранилась в кладовке; кладовка протекала, и иконы были испорчены влагой настолько, что рассохлись. И все же хозяйка решила повесить их в доме. «Общий вид икон был темный, тусклый от времени, и я сама видала на лике Спасителя ясные, сразу заметные трещины, - вспоминала Емельянова. – Недели за две до Рождества Христова (1923), вечером, около 8 часов, когда в квартире горело электричество, старшая моя дочь Зинаида, 25 лет, сказала: «Мама, чистили ли вы ее?». Ответив, что иконы не чистила, я взглянула на нее и тут же увидела, что икона Спасителя действительно поновилась. Икона показалась как бы совершенно новой, с чистым и светлым ликом и ризой. Вторая икона Богоматери осталась без изменений, и разница между этими иконами явно бросалась в глаза. Кроме меня и дочери Зинаиды, в квартире тогда были зять мой Драговозов и муж мой Иван Александрович. Все мы ясно видели обновление иконы, причем зять мой Драговозов еще высказал предположение, не изменился ли цвет металла от тепла. Ночь та была лунная, и блеск иконы был ясно заметен в темноте. Упомянутых выше трещин на лике Спасителя не оказалось; нет даже следов их, и я по совести свидетельствую, что ни я, ни кто другой никаких искусственных мер к уничтожению этих трещин не принимали [Цит. по 23].
14 декабря 1923 года обновилась в Харбине икона у фельдшерицы Софии Ермолаевны Антоновой. Икона старинной иконописи, родительское благословение. На иконе изображены преподобные Сергий Радонежский и Никон, ученик его, святитель Николай Мирликийский и святая мученица София. Иконе около ста лет; перешла она к госпоже Антоновой от прадеда ее. Есть особенная деталь в обновлении этой святой иконы. Госпожа Антонова вела споры о знамении обновления икон с врачом, доктором медицины Будбергом; доктор Будберг, лютеранин, увлекался оккультизмом. Господин Будберг не отрицает вообще факта обновления, но объясняет его скоплением в атмосфере магнетизма и электричества после землетрясения в Японии и напряжением магнетической энергии в людях вследствие особого состояния Солнца. В этом споре госпожа Антонова сказала господину Будбергу, не уверует ли он, если у нее обновится икона, и как она хотела бы этого, чтобы его убедить.
Относительно обновления святой иконы госпожа Антонова показывает:
«Раньше не наблюдая совершенно за иконой, я 14 декабря прошлого 1923 года нечаянно утром взглянула на икону, и мне показалось, что лики святых, изображенных на иконе, более рельефно выделяются, но, подумав, что мне это показалось, сейчас же, не говоря об этом никому ни слова, пошла на работу в больницу. Вечером в тот же день при свете электрической лампочки я более тщательно посмотрела на икону и опять вторично убедилась, что лики более ясны, чем прежде. На третий день я категорически убедилась, что икона просветлела и лики святых стали отчетливо явны. Икона была под серебряной ризой, которая тоже просветлела, как новая; сняв ризу, увидала, что и облачения святых угодников под ризою тоже просветлели. Но повредившиеся от времени места остались как прежде.
Видя в обновлении иконы Промысел Божий, я отслужила перед ней молебен, на котором присутствовал господин Будберг и молился, как православный».
После Харбина волна обновлений двинулась еще дальше на запад.
В декабре же месяце совершилось обновление иконы святителя Николая в Пекине в миссии. Обновление иконы замечено 21 декабря старого стиля. Прежде икона была совершенно темная, так что на ней трудно было разобрать изображение Святителя. Икона была настолько темна, что невозможно было различить краски, а после обновления оказалось, что на копии положены были художником другие краски, чем какие обнаружились после обновления ее, что естественно делает чудо обновления еще более явственным и поразительным.
В феврале 1924 года совершилось знамение обновления в Чанчуне, где живет значительное число беженцев.
Обновление совершилось у беженца Иннокентия Ильича Раздобреева. В комнате, где жил Раздобреев, висело четыре литографированных в рамах иконы: Спасителя, Курская икона Знамения Божьей Матери, икона святой великомученицы Варвары, святителя Иннокентия Иркутского. Иконам около двадцати лет. В комнате, где висели иконы, живет-ютится двадцать пять человек беженцев, стоит постоянная пыль и грязь от народа, стирки белья, копоть и дым от печей, кухни и беспрерывного курения табаку. 16-17 февраля 1924 года обитатели жилища стали замечать просветление иконы Божьей Матери. После нее обновилась икона Спасителя.
Небезынтересно привести точные слова показания о чуде одного из свидетелей, врача, отнесшегося с полной осторожностью и критически к происходившему явлению.
Вот его показание. «Врач, Семен Константинович Сажин, 38 лет, православный, под судом и следствием не состоял и не состою.
По делу чудотворного явления – обновления иконы Курской Божьей Матери показываю: около 19 февраля текущего года одним из близких знакомых мне было передано как слух и как факт о чудотворном обновлении иконы в помещении общежития беженцев...
Придавая особое значение этому огромной важности событию, я решил ознакомиться с ним с большей или меньшей осторожностью, дабы не быть введенным в заблуждение кем и чем-либо, так как в наше переживаемое тяжелое время возможно встретить злостные деяния со стороны какой-либо психопатологической личности.
Зная седовласого старика Иннокентия Ильича Раздобреева как рационально-мыслящего и глубоко верующего человека, я был уверен, что никакие преступные лица не могли уговорить старика на какой-либо шантаж и спекуляцию в этой области.
Одновременно и параллельно этому событию со стороны врагов Церкви распространялись объяснения этого явления как не выходящего из круга физических законов – что при известном влиянии атмосферы подобные явления могут наблюдаться. Для меня было неясным, почему атмосфера проявляет свое исключительное действие по принципу избирательного права только в отношении икон, а не других каких-либо ценных частных и общественных картин и прочих изображений; ведь атмосфера как таковая не религиозна и аполитична. К сожалению, только 21 февраля мне удалось впервые посетить общежитие и угол Иннокентия Раздобреева.
В северо-восточном углу общежития, достаточно освещенном двумя окнами, выходящими на север и восток, висели четыре иконы... все иконы бумажные, в рамках без стекол, кроме двух, три из них ветхие от времени, темны, закопчены, загрязнены, пылью покрытые, не было возможности прочитать на них мелкие славянские надписи, а у иконы Спасителя не представлялось возможным разглядеть даже лики окружающих Спасителя апостолов.
Икона же Курской Божьей Матери была чиста, нова, блестяща, светла, как свежие выпущенные из литографии. По словам обитателей и самого И. Раздобреева, два дня тому назад, 19 февраля, на иконе Спасителя, находящейся в киоте под глухим стеклом, появилась внизу светлая полоса. Считаясь как с совершившимся фактом обновления в отношении иконы Курской Божьей Матери, я задался целью наблюдать за чудесным обновлением иконы Спасителя, и с 21-го по 26-го февраля я ежедневно, иногда дважды в день, в разное время посещал это общежитие и пристально всматривался в икону Спасителя, запоминая мельчайшие подробности;
ежедневно и каждый раз я замечал изменения просветления снизу вверх, обновления, объяснения которому я дать не могу иначе, как чуда, так как любое изображение, рисунки, олеографии, литографии и фотографии со временем теряют свой цвет, состав и качество, а в данном случае происходит процесс обратного, противоестественного характера – приобретения первобытных качеств. На вопросы, как и почему это совершилось, ответы приходится искать только в религии. Очищение происходило не как таковое, как физический акт очищения от пыли, грязи и пр., а как просветление, обновление в буквальном и полном смысле этого слова.
Через три дня, 24 февраля, я имел возможность ясно рассмотреть лики окружавших Спасителя апостолов и без труда прочесть все мелкие надписи над и под ними. […]. Если подобные явления до сего времени не наблюдались у нас и среди нас, то подобного безвременья и подобного надругательства и издевательства над святынями и православной верой также наблюдалось до сего времени ни вне, ни внутри сии. Врач С. К. Сажин» [2].
В это время иконы уже вовсю обновлялись в Китае.
В конце июня 1924 года на станции Маньчжурия у супругов Ефема и Анны Горных обновилась бумажная Почаевская икона, некогда купленная за 50 копеек в Почаеве. Этот образ также обновлялся постепенно. Когда супруги первый раз заметили обновление, они ничего не сказали друг другу. Однако через неделю изменения в иконе стали столь очевидны, что они решили сообщить об этом архиерею. Темный, старый, покрытый пятнами образ совершенно просветлел, а с фольговой ризы исчезла ржавчина [Цит. по 23].
11 сентября 1924 года обновилась святая икона святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца, в восточной части Китайско-Восточной железной дороги, на станции Эхо, у служащего Ивана Ионовича Моргунова. Обновление святой иконы владелец описывает так:
«После обеда я лег отдохнуть; проснувшись, услышал какой-то непонятный треск. Взглянув на икону, к своему изумлению увидел, что вместо совершенно темной иконы получилось совершенно явственное изображение, хотя и тускловатого вида».
7 ноября 1924 года по новому стилю в квартире Климента Панченко, служащего при депо станции Мяньдухэ, обновилась принадлежащая ему икона Спасителя.
Случай обновления весьма замечательный. Икона – родительское благословение... Хозяин неоднократно намеревался снять святую икону с божницы и вынести в кладовую, но исполнить свое намерение он окончательно не решился, потому что каждый раз ему при этом вспоминался отец, благословивший его этой иконой... На глазах присутствовавших не более как в течение пяти минут икона просветлела вся. Потрясенный до глубины души, в простоте сердечной Панченко многим рассказывал: «Вот уже двадцать лет я не верую в Бога, не верю в иконы, не молился Богу, не бывал в церкви. Иконы поносил самыми страшными ругательствами; теперь тех слов, которые я произносил об иконах, я сказать не могу, мне так жутко».
Весной 1925 года последовало обновление Иверской иконы Божьей Матери у Василия Александровича и Марии Михайловны Ушановых, проживающих в Харбине.
Обновление сопровождалось особенным, необыкновенным знамением. Приводим описание знамения со слов самих владельцев иконы. В.А. Ушанов, придя домой, по обыкновению направился помолиться перед иконами в другую комнату. Горела лампада. Перейдя через порог, почему-то начал читать «Воскресение Христово видевши...» и увидал «полон угол огня»... Смутился, испугался, не стал молиться и вышел из комнаты, однако не сказал никому ни слова. В среду перед Троицей дети заметили белое пятно на подбородке лика Божьей Матери. После этого постепенно просветляются остальные черты лика как Божьей Матери, так и Спасителя. В продолжение двух месяцев просветлели пречистые руки и ноги Божьей Матери и Спасителя. Явление света, виденное В.А. Ушановым, повторилось 16 августа. Около 9 часов вечера вдруг увидели в углу, где иконы, несколько раз вспыхивавший свет голубого и белого цвета... Вспышки света повторялись до 25-30 раз... [2].
С 18 июня 1925 г. стали совершаться обновления икон в Амурской области.
Летом 1925 г. обновились кресты на храме в станице Поярковой Амурской области, в сотне верст от города Благовещенска [Цит. по 23]. Архиепископ Мефодий продолжает: «Мы выписываем почти целиком, что об этом предмете было напечатано в местной православной газете «Русский голос». Напечатанное в газете нами тщательно проверено и восполнено из личных расспросов лиц, прибывших из Благовещенска...» [2].
За обновлением икон в станице Поярковой последовало обновление крестов на храме. Обновление крестов совершилось на глазах у всех. Между прочим, это дивное знамение наблюдали с парохода, который стоял в тот день на Амуре у берега Поярковой.
Церкви битком набиты молящимися. Красная власть волнуется. Назначается комиссия за комиссией. «Амурская правда» ежедневно наполнена кощунственными статьями, доказывающими, что в обновлении нет ничего чудесного, что это влияние химической реакции, развившейся благодаря засухе... Относительно обновления в № 1559 от 19 июня 1925 года «Амурской правды» появилась заметка, которая дословно гласит так: «В Завитинской волости Зейского уезда... стали десятками появляться обновленные иконы. Среди верующих крестьян, особенно крестьянок, это вызвало довольно сильное религиозное движение». Высказывая свое сожаление, что антирелигиозная пропаганда в деревне поставлена из рук вон плохо, газета добавляет, что после научного исследования комиссией обновления хотя многие и прозрели, но религиозный дурман в народе так силен, что по уезду ходят нелепые слухи о том, что «у членов комиссии руки отсохли».
Всех обновившихся икон насчитывается до трехсот, но многие владельцы обновившихся икон скрывают чудо, чтобы избежать арестов и других притеснений от ГПУ.
Продолжение следует