
Лев Давидович Троцкий. 1879-1940гг.
[ Дальше...]
В 1929 году Коллегия ОГПУ приняла решение выслать Троцкого с территории СССР. Долгое время Лев Троцкий с супругой Натальей и внуком от старшей дочери Всеволодом (Эстебаном) Волковым переезжал из страны в страну, пока в 1936 году не получил приют в Мексике, где у него было немало последователей. В том, чтобы местные власти дали Льву Давыдовичу убежище, посодействовал его друг, художник Диего Ривера. Троцкий поселился в доме Риверы и его супруги Фриды Кало в богемном пригороде Мехико.

Троцкий с женой и внуком

Лев Троцкий с женой Натальей Седовой
Охота на него началась весной 1939 года. Координация всей работы по устранению Льва Троцкого была поручена Сталиным заместителю начальника внешней разведки НКВД Павлу Судоплатову, который обо всех деталях подготовки операции под кодовым названием «Утка» должен был докладывать непосредственно Лаврентию Берии.

Троцкий на балконе смотрит на пловцов в Хот-Спрингс, Мексика. Май,1938.
Ведущая роль в подготовке операции возлагалась на друга и соратника Судоплатова — Наума Эйтингона. За короткий срок Эйтингону удалось развернуть на территории США и Мексики широкую агентурную сеть, совершенно независимую от резидентов советской разведки (именно эту сеть задействуют потом и в операции по добыванию «атомных секретов» США).

Наталья Седова, Фрида Кало и Троцкий, порт Тампико 7.01.1937
Непосредственно для устранения Троцкого Эйтингон создал две независимые группы. Первой группой (группа «Конь») руководил видный мексиканский художник Давид Сикейрос. Во главе второй группы (группа «Мать») встала Каридад Меркадер, в чьём роду были вице-губернатор Кубы и посол Испании в России. Увлекшись идеями анархистов, она с четырьмя детьми бежала от своего богатого мужа и в 1938 году стала сотрудничать с советской разведкой. Её старший сын погиб в Испании, её средний сын, Рамон, воевал там в партизанском отряде.

Диего Ривера, Фрида Кало, Наталья Седова, Рива Хансен, Андре Бретон, Лев Троцкий. 1938
В начале 1940 года в Мексику был направлен Иосиф Григулевич, который создал там третью группу, резервную. Григулевич знал о существовании группы Сикейроса и сотрудничал с нею. Именно Григулевич вышел на связь с завербованным в Нью-Йорке неким Шелдоном Хартом, одним из телохранителей Троцкого. И когда ранним утром 23 мая 1940 года Григулевич постучал в ворота виллы Троцкого, Шелдон Харт, узнав его, ворота приоткрыл. Это было его роковой ошибкой: за спиной Григулевича находились боевики Сикейроса.

Троцкий , Диего Ривера и Андре Бретон
Более двух десятков человек в полицейской и армейской форме и с оружием (был даже пулемет) обезоружили и внутреннюю охрану, открыв при этом яростную стрельбу по окнам и дверям кабинета и спальни Троцкого. Пулемет работал длинными очередями прямо в окно спальни Казалось невероятным, что чета Троцких осталась жива. Дело в том, что небольшое «мертвое» пространство, образовавшееся в углу, ниже окна, спасло супругов. А многочисленные пули рикошетом попадали в прикрывавшую их кровать. «Пострадал» один лишь Шелдон Харт: его труп был потом найден в саду.

Троцкий с американскими троцкистами Гарри де Буром и Джеймсом Х. Бартлетом и их супругами. На фотографии виден автограф Троцкого. 5 апреля 1940 года.
Судьба вновь была к Троцкому благосклонна. Прибывшая утром тайная полиция во главе с ее шефом Леонардо Санчесом Саласаром с удивлением констатировала: по спальне выпущено более 200 пуль, но обитатели дома не пострадали.
Это обстоятельство вскоре дало основание выдвинуть в печати версию. Троцкий организовал покушение, чтобы таким образом скомпрометировать Сталина в глазах мировой общественности.
Л.Д. Троцкий в статье «Ошибка» Сталина» от 8 июня 1940 года написал:
Как мне сообщали, Сталин несколько раз признавал, что моя высылка за границу была «величайшей ошибкой». Чтобы поправить ошибку, не оставалось ничего другого, кроме террористического акта...»

Троцкий превратил свой дом в неприступную крепость
Ответственность за покушение взял на себя знаменитый художник-монументалист Давид Альфаро Сикейрос. Когда он узнал о неудаче, то в сердцах воскликнул: «Все впустую!»
Позднее Сикейрос вспоминал, что ему не пришло в голову, что такой человек, как Троцкий, будет прятаться под кроватью. Давид просидел год в тюрьме, а потом был выслан из страны. Спустя годы он говорил, «Мое участие в нападении на дом Троцкого 24 мая 1940 года является преступлением».

Следы от пуль после нападения
Поздним майским вечером 1940 года, выслушав Берию и Судоплатова, Сталин санкционировал завершение операции силами группы «Мать».Чтобы избежать очередного провала, Эйтингон на этот раз лично готовил операцию. Полковник Н. Эйтингтон, ранее возглавлял особую часть НКВД в Испании, его любовницей была красавица, испанская коммунистка Каридад Меркадер. А ее сын, майор республиканской армии Хайме Рамон Меркадер дель Рио Эрнандес, и был назначен исполнителем сталинского приказа.

Внутренний двор
В 1935 году, Рамон, находясь в Испании, участвовал в молодежном движении. Был арестован, но вскоре освобожден пришедшим к власти правительством Народного фронта. После освобождения Меркадер под именем бельгийца Жака Морнара перебрался во Францию. Летом 1938 года в Париже Меркадер познакомился с гражданкой США, русской по происхождению, Сильвией Ангеловой-Масловой (Сильвией Агелофф), ярой троцкисткой.
Она увлеклась Рамоном и вскоре представила его родной сестре Руф, секретарю Троцкого, курсировавшей между Парижем и Мехико. На сестру огромное впечатление произвели внешность молодого человека и его безукоризненные манеры.

Троцкий окружил себя многочисленной охраной, но это не помогло.
В феврале 1939 года Сильвия вернулась в США. Через три-четыре месяца туда же приехал Меркадер, объясняя свой приезд интересами коммерции. Но теперь он был уже канадцем Фрэнком Джексоном. Эту метаморфозу он объяснил подруге необходимостью избежать призыва на военную службу. Вскоре Меркадер перебрался в Мексику и вызвал туда Сильвию. В начале 1940 года Сильвия Агелофф устроилась работать у Троцкого в качестве секретаря. Поскольку Сильвия жила в номере гостиницы «Монтехо» вместе с Рамоном, он вскоре стал подвозить ее на работу на своем элегантном «бьюике».

Рамон Меркадер
Впервые Меркадер переступил порог дома Троцкого примерно в конце апреля 1940 года, когда отвез друзей политика Маргариту и Альфреда Росмеров в город по какому-то важному делу. Он помог занести саквояж Маргариты в их комнату и тут же вернулся к машине. 28 мая накануне отъезда супругов Росмеров Меркадер был приглашен к обеду в дом Троцкого. Его представили как «друга Сильвии», который отвезет супругов Росмеров на своей машине в порт. По просьбе Росмеров и по распоряжению Троцкого Меркадера ввел в столовую начальник охраны дома Гарольд Робине.
Под различными предлогами Меркадер стал появляться в доме политика. Согласно записям секретарей Троцкого в журнале посещения виллы, он побывал там 12 раз. Подсчитано и общее количество времени, которое он провел на вилле: 4 часа 12 минут.
За 12 дней до покушения Меркадер снова общался с Троцким. Причем рекордное время за все визиты – около часа. К тому же впервые – наедине. Несмотря на жару в руках у него был плащ. Формальным поводом для визита послужила просьба к Троцкому отредактировать статью, в которой критиковались американские троцкисты М. Шахтман и Дж. Бернхейм за отступничество от «движения».

Стол, за которым сидел Троцкий в момент убийства. Кровь на документах. Фото 1940 г.

В кабинете хозяина виллы Меркадер устроился позади Троцкого, читавшего его статью. Это особенно не понравилось Троцкому; о чем он в тот же вечер сказал жене. Вообще вся эта затея со статьей и посещением весьма насторожила Троцкого. Но никаких мер предосторожности принято не было…

Полицейские чины Мехико демонстрируют орудия убийства

20 августа Меркадер снова пришел к Троцкому. Гость был снова с плащом на руке и в шляпе.
Троцкий провел его в свой кабинет.
Из показаний Меркадера на суде: «Я положил свой плащ на стол таким образом, чтобы иметь возможность вынуть оттуда ледоруб, который находился в кармане. Я решил не упускать замечательный случай, который представился мне. В тот момент, когда Троцкий начал читать статью, послужившую мне предлогом, я вытащил ледоруб из моего плаща, сжал его в руке и, закрыв глаза, нанес им страшный удар по голове...

Троцкий издал такой крик, который я никогда не забуду в жизни. Это было очень долгое «А-а-а», бесконечно долгое, и мне кажется, что этот крик до сих пор пронзает мой мозг. Троцкий порывисто вскочил, бросился на меня и укусил мне руку. Посмотрите: еще можно увидеть следы его зубов. Я его оттолкнул, он упал на пол. Затем поднялся и, спотыкаясь, выбежал из комнаты...»
Из книги Седовой «Так это было»: «…Едва истекло 3–4 минуты, я услышала ужасный, потрясающий крик... Не отдавая себе отчета, чей это крик, я бросилась на него… стоял Лев Давидович... с окровавленным лицом и ярко выделяющейся голубизной глаз без очков и опущенными руками...»
В доме началась суматоха. Охранники во главе с Робинсом схватили Меркадера и стали его избивать.

После покушения Троцкий прожил в больнице 26 часов. Врачи старались сделать все возможное и невозможное для его спасения, хотя было ясно, что удар поразил жизненно важные центры мозга. Через два часа после покушения Троцкий впал в кому.
На следующий день Лев Троцкий скончался.

Началось многолетнее следствие. За долгие годы следствия и суда Меркадер утверждал, что сообщников у него не было… Прибывшие на место преступления агенты секретной полиции во главе с генералом Санчесом Саласаром, обнаружили в кармане плаща Меркадера несколько страниц машинописного текста. Под ними стояли подпись убийцы и дата 20.08.1940. В материалах следствия этот текст фигурировал под названием «письмо Джексона-Морнара».

Мертвый Троцкий
В нем подробно изложены мотивы убийства. Они сводились к трем положениям: разочарование в Троцком как «великом пролетарском революционере»; протест Меркадера против попыток Троцкого завербовать его для отправки в СССР для совершения террористических и диверсионных актов; возражения Троцкого против женитьбы Меркадера на Ангеловой.
Этот набор мотивов убийства в разных сочетаниях, с разными вариациями деталей затем повторялся Меркадером в ходе следствия, состоявшегося через три года в Мехико суда, а также опубликованной во время судебного разбирательства в его статье «Почему я убил Троцкого».

Меркадер (справа) дает показания мексиканской полиции

Мексиканский суд приговорил Меркадера к 20 годам тюрьмы – высшей мере наказания по мексиканским законам. Первые полтора года пребывания в тюрьме его часто били, пытаясь дознаться, кем он был в действительности. Пять лет его держали в одиночной камере без окон.

Настоящее имя убийцы так, наверное, и осталось бы неизвестным мексиканскому правосудию, если бы не случайность: мать Рамона, Каридад Меркадер, доверительно приоткрыла своему доброму знакомому, видному испанскому коммунисту, завесу таинственности. Когда видный испанский коммунист перебежал из СССР на Запад, он сообщил спецслужбам настоящее имя убийцы Льва Троцкого. Это произошло лишь в 1946 году. Ознакомившись со своим испанским досье, Рамон Меркадер перестал отпираться и скрывать своё настоящее имя, но свою связь с советской разведкой он вплоть до своего освобождения продолжал решительно отрицать.После этого, условия его содержания в тюрьме резко ухудшились.

Рамон Меркадер с женой Ракель Мендоса
Ещё раньше в Москве было принято решение, по выражению Павла Судоплатова, «не жалеть никаких средств». В тюрьме у Меркадера была своя отдельная не то камера, не то гостиничный номер со всеми удобствами, включая собственный дворик и телевизор. Время от времени его вывозили пообедать в столичном ресторане. Некая Рокелья Мендоса — женщина, помогавшая Рамону «по хозяйству», бывшая артистка кабаре — вскоре влюбилась в своего подопечного, и Рамону Меркадеру было позволено дважды в неделю уединяться с нею. Позднее Рокелья Мендоса стала женой Меркадера и вместе с ним после освобождения приехала в Москву, где работала диктором в испанской редакции Московского радио.


Сильвия Агелофф
Конечно, итогами операции «Утка» Сталин остался вполне доволен, но он благоразумно решил раздавать награды только после возвращения «действующих лиц и исполнителей» в Москву. Сразу же, по словам Павла Судоплатова, «Берия спросил меня, удалось ли Каридад, Эйтингону и Григулевичу спастись и надёжно спрятаться». О Науме Эйтингоне и Каридад Меркадер я уже рассказал: совершив почти кругосветное путешествие, они прибыли в Москву в мае 1941 года. Григулевич же немедленно после покушения бежал из Мексики в Калифорнию.
В начале июня 1941 года секретным указом Президиума Верховного Совета СССР Каридад Меркадер (мать Рамона) и Эйтингон Наум Исакович, по представлению Берии, были награждены орденами Ленина «за выполнение специального задания». Тем же указом Судоплатов Павел Анатольевич получил орден Красного Знамени, а Григулевич Иосиф Ромуальдович — орден Красной Звезды. Награды получили и ещё двое участников операции, но — но Рамона Меркадера среди них не было: он ведь находился где-то далеко-далеко, в мексиканской тюрьме, и очень уж торопиться с официальным награждением, по мнению руководства, не следовало.

Рамон Меркадер в тюрьме
В тюрьме Рамон Меркадер пробыл ровно двадцать лет, от звонка до звонка, категорически отказываясь, как сообщают, от всех заманчивых предложений по организации ему побега. Он вышел на свободу 6 мая 1960 года, и вскоре из революционной Гаваны теплоходом направился в СССР. Спустя некоторое время он уже получил в Москве документы на имя Рамона Ивановича Лопеса.
Операция советской разведки под кодовым наименованием «Утка» была окончательно завершена. И тогдашний председатель КГБ СССР Александр Шелепин внёс Н.С. Хрущёву ходатайство о присвоении товарищу Лопесу звания Героя Советского Союза. Особо подчёркивался тот факт, что за все 20 лет Рамон Иванович «сохранил в тайне свою связь с органами государственной безопасности Советского Союза».

Каридад Меркадер, Лена Имберт (невеста Рамона Меркадера) и кубинский коммунист Хуан Маринеро в Гвадалахаре (Мексика) в 1936 году.
Секретный указ о присвоении Лопесу высокого звания был подписан Л.И. Брежневым 31 мая 1960 года. Специальным решением ЦК КПСС Рамон Иванович Лопес был зачислен в Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС на должность старшего научного сотрудника. Он получил государственную дачу, просторную квартиру в Москве, а потом и солидную пенсию. Спустя несколько лет, в начале 70-х, ему разрешили выехать с семьёй на Кубу. Там он консультировал кубинских товарищей по вопросам трудового перевоспитания. Там же, на Кубе, Рамон Меркадер и скончался в октябре 1978 года.

Эйтингон Наум Исакович
Но похоронен он был не на Кубе. Согласно последней воле усопшего, его прах — без излишней огласки — был перевезён в Москву. Здесь, на Кунцевском кладбище, и находится его могила. На гранитном памятнике его фотография со звездой Героя и надпись: «Лопес Рамон Иванович. 1913-1978». А чуть ниже — его настоящее имя: «Ramón Merkader del Río».

Григулевич Иосиф Ромуальдович
Награды за успех операции «Утка» были вручены Науму Эйтингону, Каридад Меркадер и Павлу Судоплатову 17 июня 1941 года, всего за четыре дня до нападения Германии на СССР. Вскоре Каридад Меркадер была отправлена в эвакуацию. В 1944 году ей разрешили выехать в Мексику, впоследствии Каридад поселилась во Франции. Она, а также её дети получали от органов госбезопасности СССР специальные пенсии. Каридад Меркадер умерла в Париже в 1975 году.

Награда нашла героя
СУДЬБА ЛЕДОРУБА
Ледоруб, которым был убит Троцкий, впоследствии загадочным образом исчез. По недавно появившимся сообщениям, офицер полиции Альфредо Салас, решив сохранить исторический ледоруб, все эти годы тайно прятал его у себя.

13 сентября 2017 годаколлекционер Кит Мелтон передал в Международный музей шпионажа около пяти тысяч предметов, которые он собирал на протяжении сорока лет. В их числе — и ледоруб, которым в 1940 году агент НКВД Рамон Меркадер зарубил Льва Троцкого в Мексике. Орудие убийства долго считалось утраченным, пока его не обнаружили буквально под кроватью у дочери мексиканского полицейского.
ДОМ-МУЗЕЙ ТРОЦКОГО
b>Музей в доме Троцкого в 1990 году открыл его внук Эстебан (Всеволод) Волков, который по сей день живет в Мексике.</b>

За этим столом Троцкий работал и принимал своего будущего убийцу.

Спальня. На стенах остались следы от пуль.

Стол, за которым Троцкий обедал с семьей и охранниками.

За этим столом печатала секретарь Троцкого.

Библиотека

В этой ванне мылся Троцкий.

Гардероб Троцкого и жены

Кухня
Источники:
https://kulturologia.ru/
https://humus.livejournal.com/2286646.html
https://antisovetsky.blogspot.com/2017/08/blog-post_20.html
https://www.gazeta.ru/science/2015/06/08_a_6832622.shtml
https://www.znak.com/