prajt (prajt) wrote,
prajt
prajt

Category:

ИСТОРИЯ ДУЭЛЕЙ часть 3

часть 1: https://prajt.livejournal.com/187089.html
часть2: https://prajt.livejournal.com/187350.html

ЖЕНСКИЕ ДУЭЛИ

Женские дуэли, которые, конечно, случались реже мужских, отнюдь не были чем-то из ряда вон выходящим.[Дальше...]
Одна из самых известных дуэлей между двумя женщинами состоялась в 1892 году в Лихтенштейне между графиней Кильмансегг и принцессой Паулиной Меттерних. Барышни не сошлись во взглядах по чрезвычайно важному вопросу: как лучше украсить зал для музыкального вечера.



Хосе де Рибера (José de Ribera). Поединок дам (фрагмент), 1636 г.





При этом присутствовала баронесса Любиньска – одна из первых женщин-докторов медицины. Именно она предложила соперницам драться топлес, но не для пущей пикантности (ее и так хватало), а чтобы не занести инфекцию в раны. Можно поспорить, но такое зрелище было куда круче современных женских боев. Правда, мужчин на женские дуэли не допускали, ни в качестве секундантов, ни, тем более, «чтобы посмотреть». А зря.

Тот поединок в Лихтенштейне закончился двумя легкими обоюдными ранениями: в нос и в ухо. Однако далеко не все женские дуэли заканчивались так безобидно.




Эмиль-Антуан Байяр (Émile-Antoine Bayard). Дуэль. 1884




Первый задокументированный поединок между представительницами прекрасного пола относится к 1572 году. Дело было так: две очаровательные сеньориты сняли комнату в женском монастыре святой Бенедикты, что около Милана, и закрылись к ней, объяснив монашкам, что им нужно срочно помолиться. Однако, оставшись наедине, дамы достали не молитвенники, а кинжалы. Когда дверь в комнату была взломана, в ней обнаружили страшную картину: одна из женщин была мертва, а вторая умирала, истекая кровью.

Своего пика женские дуэли достигли в XVII веке. Жительницы Франции, Италии и Испании словно бы сошли с ума. Поводом для разборок могло быть что угодно: косой взгляд, покрой платья, мужчина...



Жан Беро (Jean Béraud). Оруженосица



Причем поединки между женщинами были крайне жестоки. Если в дуэлях между мужчинами того времени одна смерть приходилась примерно на четыре поединка, то практически каждая женская дуэль приводила к появлению трупа. Характерно, что женщины практически не соблюдали правил во время дуэлей.

Во время женских поединков использовалось стандартное оружие: шпаги, рапиры, кинжалы, даги, реже пистолеты. От европеек не отставали и наши дамы, внося в эту потеху милый отечественный колорит: русские помещицы Заварова и Полесова рубились на саблях. Княгиня Дашкова отправилась в Лондон, где она не сошлась во взглядах в литературном споре с герцогиней Фоксон. Результатом ссоры стало проколотое плечо Дашковой. Ходили слухи, что даже будущая российская императрица Екатерина II в четырнадцатилетнем возрасте выясняла на дуэли отношения со своей троюродной сестрой. Учитывая темперамент Екатерины, данный факт не вызывает большого удивление.
Писательница Жорж Санд дралась с Марией д’Агу, выбрав в качестве оружия собственные ногти. В это время повод для поединка – композитор Ференц Лист – закрылся в комнате, чтобы не видеть всего этого безобразия.





Александр-Огюст Робино. Соревнование.




Одной из самых известных дуэлянток, настоящим бретером в юбке, была мадам де Мопен – знаменитая оперная певица, блиставшая на сцене Гранд Опера. Счет жертв этой дамы идет на десятки.

Еще одной знаменитой женской дуэлью является поединок между герцогиней де Полиньяк и маркизой де Несль, который состоялся в Булонском лесу осенью 1624 года. Причиной схватки был мужчина. Барышни выясняли, кто из них милее герцогу Ришелье. Не тому знаменитому кардиналу, а его родственнику, в будущем маршалу Франции, который был весьма падок до женского пола.



[Дальше...]


Жорж Аппер (George Appert). Вызов в таверне.



ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ДУЭЛИ

В 1645 году в Лондоне состоялся поединок в темном подвале на колунах. В конце концов противники попросту устали - колуны были тяжелыми - и помирились.

Молодые французы Пик и Гранпер боролись за сердце примадонны королевской оперы. Когда дело дошло до дуэли, эти бравые ребята решили провести поединок не на земле, а на небесах. Оба поднялись в небо на воздушных шарах. На высоте 200 м шары сблизились на расстояние прицельного огня. Гранпер выстрелил из шомпольного ружья первым, и попал в оболочку шара противника. Летательный аппарат загорелся и камнем пошел вниз. На грешной земле выяснилось - красотка сбежала за границу с третьим воздыхателем.

Не менее экзотической была дуэль между двумя английскими офицерами в Индии. Англичане просидели несколько часов в темной комнате, куда запустили очковую змею. В конце концов, кобра все-таки укусила одного из дуэлянтов.





Фредерик Ремингтон (Frederic Sackrider Remington). Дуэль на лассо. 1901 г.




Совсем уж странная дуэль чуть было не состоялась в России с участием легендарного авантюриста и мистификатора графа Калиостро. Калиостро обозвал шарлатаном врача наследника престола будущего Павла I. Лейб-медик вызвал его на дуэль. Граф выбрал оружием две пилюли, одну из которых начинят ядом. Однако медик от такой «дуэли» отказался.

Во Франции происходили дуэли на бильярдных шарах, тростях, бритвах и даже распятиях. А в России пристав Цитович и штабс-капитан Жегалов бились на тяжелых медных канделябрах. Цитович выбрал это «оружие», так как не умел ни фехтовать, ни стрелять из пистолета.

Говорят, что Хемингуэй, будучи корреспондентом на Итальянском фронте во время Первой Мировой, был вызван на дуэль и предложил условия и оружие: на двадцати шагах и ручные гранаты.

Известны случаи, когда в дуэлях участвовали и женщины. Причем иногда защищая честь мужчин. В 1827 году во Франции мадам Шатеру узнала, что ее муж получил пощечину, но не потребовал сатисфакции. Тогда она сама вызвала обидчика на дуэль и серьезно ранила его шпагой. А оперная певица Мопэн вообще имела репутацию настоящей бретерши.





Северпо-итальянская школа. Дуэль, имевшая место быть 8 марта 1541 года между Симоном Да Парма и Гектором Сакко.






Она имела нрав весьма необузданный и брала уроки у лучшего в то время учителя фехтования. На одном из приемов Мопэн оскорбила одну из дам. Ей предложили покинуть зал, но она поставила условие, чтобы с нею ушли и все недовольные ее поведением мужчины. Нашлось трое смельчаков, и всех их одного за другим оперная фурия по очереди заколола. Людовик XIV, весьма непримиримо настроенный к дуэлям, восхищенный смелостью Мопэн, помиловал ее.

На дворе стоит 1808 год. Россия и Швеция выясняют, кому должен принадлежать кусок лесов, болот и озер поз названием Финляндия. В действующую армию прибывает генерал-адъютант Михаил Долгоруков. Ему 28 лет, но он уже получил пулю в груди навылет под Аустерлицем, храбро дрался с французами под Прейсиш-Эйлау и не только.

Долгоруков прибывает в отряд генерала Тучкова. Надо отметить, что у князя Михаила роман с великой княжной Екатериной Павловной и все идет к тому, что он скоро станет императорским зятем.
Прибывшая столичная звезда требует от Тучкова передать командование отрядом ему. Получается что-то вроде распальцовки «А ты кто вообще такой», во время которой Долгоруков наговорил Тучкову дерзостей и, само собой, получил в ответ выражения в том же ключе.

Последовал вызов на дуэль. Тучков на вызов резонно ответил, что генералам стреляться перед боем – только радовать противника. И предлагает прогулку вдоль фронта. Этакий Суд Божий и русская рулетка одновременно.

Прилетает шведское ядро. И точно в Долгорукова.
А через пару дней после этих событий приходит письмо из Санкт-Петербурга в котором ему дается разрешение жениться на великой княжне, присваивается новый чин и поручается командование над тем самым отрядом.







Антонио Манчини (Antonio Mancini). После дуэли





ОДИН ПРОТИВ ДЕСЯТИ

В 1814 русские войска в составе коалиционных сил вошли в Париж, двигаясь в колонне гусарского полка, с интересом рассматривал французскую столицу поручик Телавский. Богатырь, с пудовыми кулаками, он прекрасно знал французский язык и на биваке не стесняясь, почитывал Вольтера, Руссо и даже де Сенанкура. Однажды ранним утром Телавский один без верных товарищей гусар оказался в кафе «Фуа» в Пале-Рояль. Недалеко от его столика завтракали 10 французских офицеров-кавалеристов, их забавлял большой «рюсский мюжик». Сначала они пересмеивались глазами, пока один из французов не заявил: «Из этого увальня получилось бы много славных порций рубленного мяса а-ля Тартар». К удивлению присутствовавших «сиволапый увалень» сказал с французским прононсом: «Не сомневаюсь, что смогу немедленно настругать из вас достаточное количество порций «мяса по-орловски», не угодно ли вам в этом убедиться лично».




Джорж Клинт (George Clint). Дуэль между Сэром Тоби и Себастьяном. 1833





Без промедления договорились драться на саблях. Как только противники ударили по рукам, девять друзей «юморного» француза в один голос закричали: «Мы так же принимаем вызов».

Гурьбой вывалились через «служебный вход» на задний двор кафе. Судя по тому, как споро французы провели жеребьевку поединков, это были не новички в групповых дуэлях.

Перекрестившись, Телавский встал в оборонительную позицию.

Первым с разрубленным животом рухнул француз решивший приготовить из поручика «мясо Тартар».

Второй противник пал через 10 секунд после начала боя, сраженный «тесачным ударом». Третьему дуэлянту Телавский изящным взмахом руки вскрыл горло.

Четвертый соперник упал от стремительного «стрелкового броска».

Пятый в прямом смысле слова ответил за свою дерзость головой.

Шестой оказался хватом (начала сказываться и усталость), Телавский пропустил удар и лишился двух пальцев на правой руке. Переложив саблю в левую руку, он заколол француза прямым ударом в глаз.




И.Е.Репин. Этюд к картине "Дуэль". 1913




Седьмой соперник, нанеся два чувствительных удара по левой руке поручика, рухнул на землю, успев подумать перед смертью, что ему так и не удалось отрубить эту страшную русскую руку.

Номер восемь, а затем и девять глядя со слезами на тяжелого дышащего, окровавленного русского беззвучно шептали: «Mon Dieu» (Мой Бог). Неустрашимой силы Телавского хватило и на этих двоих.

Пока поручик затуманенным взором пытался найти десятого бретера, тот забежал ему за спину и подло нанес смертельный удар в сердце.




Источники:
saygotakamori https://saygotakamori.livejournal.com/68585.html в "История дуэлей"
https://www.liveinternet.ru/users/2010239/post64296568
https://www.culture.ru
Tags: Дуэли, История
Subscribe

  • Старый домик

    Старый домик – четыре окошка, На двери заржавевший замок, По заросшей травою дорожке, Я вернусь на родимый порог. Половица приветливо…

  • Бог штукатуров

    Быль День катился к вечеру, когда фельдшеру выпало “прокатиться полечить” в старую часть города, где стояли пятиэтажные коробки. Сделаны были…

  • Тайна Эмилии Тимм...

    Над безмятежной гладью Киш-озера, в тени вековых дубов стоял старинный особняк с высокой двускатной крышей, построенный ещё в середине XVIII века…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments