prajt (prajt) wrote,
prajt
prajt

Category:

ЦАРЬ ДАВИД И ЕГО 50-Й ПСАЛОМ начало

50-й псалом ( Покаянный). Это уже не стихи, переходящие в песнь или гимн, это плач и стенания согрешившего человека, стоящего на самом краю пропасти, осознавшего всю глубину своего греховного падения, гнусность и тяжесть своего проступка.
Автор этого псалма - царь и пророк Давид. Псалмы - его великое наследие. До нас дошло 150 псалмов, но Покаянный 50-й псалом стоит особняком.
В нем Давид излил пред Богом свое глубокое и искреннее раскаяние в содеянном им-же грехе и сердечно-пламенную молитву о помиловании – ту душеспасительную молитву, которою молится доныне весь мир христианский.
[Дальше...]
Псалом этот важен чрезвычайно. Его стихи вошли во святое святых литургии – в Евхаристический канон. Этот псалом читается в домашних молитвах, в чине утрени, в последовании третьего часа, в чине исповеди, в панихиде и всевозможных молебных пениях. Особенно в Великий пост слышны часто в церкви от лица молящихся произносимые слова: «Яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, во велицей милости Твоей!» Но главное – им, псалмом покаянным, утешают свою душу и укрепляют ослабевший и унывающий дух все, кто согрешил, кому тошно от содеянного; все, чье сердце измучено тайными недугами.

[Дальше...]



Давид пишет псалмы. Хлудровская псалтирь, Новгород, конец XIII в.




Дави́д был вторым царем Израиля. Он царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н. э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме).
Величайший из царей народа израильского, помазанного на царство всеми коленами Израиля. К началу чарствования 30 летний Давид был уже умудрённым, закалённым в боях с внешними и внутренними врагами, человеком.







Педро Берругете, Давид, XV в. Царь Давид.Фрески павильона Карла Сарацина-Савойского 1868




Множество испытаний выпало на его долю. Они и научили Давида полностью надеяться на Бога и воспламеняли в нем дух пламенной веры и ревности о славе Божией, которые отразились в его дивных боговдохновенных псалмах, дышащих безграничным упованием на промысл Божий.

Нашим современникам будущий царь известен по легенде, в которой молодой пастушок- Давид победил Голиафа: Воина- великана и силача, вызвавшись сразиться с ним.
Напомню.
Перед сильнейшим из Филистимлян предстал юный пастух. Силач высмеял такого недостойного, на его взгляд, противника, и «проклял Филистимлянин Давида своими богами. И сказал:.. подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым. А Давид отвечал Филистимлянину: ты идёшь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил». (1Цар.17:43-45)


Женщины никогда особо не интересовали Давида, хотя, при желании, он мог иметь солидный гарем с множеством красавиц.
Но вдруг случай вмешался в размеренную жизнь царя. А произошло следующее...




Памятник царю и пророку Давиду в Иерусалиме





ГРЕХОПАДЕНИЕ ДАВИДА

История грехопадения Давида замечательна тем, что она показывает, как именно грех проникает в душу человека и овладевает ею, как неизбежно и неумолимо один грех тянет за собою другой, показывает последствия греха, и, самое главное – то, как человек может его искупить.
События, о которых идет речь, происходили во время аммонитской войны.



Ян Массейс. Давид и Вирсавия. 1562.




Риччи Себастьяно. Купание Вирсавии. 1724





“Однажды под вечер..., – начинает рассказ о грехопадении Давида Библия, – он прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива”. Давид послал слуг разведать, кто она. Оказалось, что это Вирсавия – жена Урии Хеттеянина, генерала, храброго воина и народного героя, находившегося в то время в войске командарма Иоава, осаждавшем аммонитян.





Жан Леон Жером. Вирсавия. 1889 или ок.1895




Артемизия Джентилески. Купание Вирсавии. 1650




Казалось бы, известие о том, что Вирсавия замужем, должно было охладить пыл Давида, но, по-видимому, он уже отвык хоть в чем-нибудь отказывать себе. “Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой» (2. Цар. 11. 4).





Джузеппе Бартоломео Киари. Вирсавия в её ванной. около 1700




следует сказать, что по закону Вирсавия не могла отказаться от притязаний Давида, поскольку женщина в те древние времена находилась целиком во власти царя. Если царь хотел женщину, он получал ее. Таким образом, роль Вирсавии в этой ситуации не вызывает ни похвалы, ни осуждения.






Давид совершает жертвоприношение при внесении ковчега Завета в святилище. Иллюстрации из библии.1250 г.




А Через некоторое время Вирсавия сообщает царю о своей беременности и предоставляет ему самому разбираться со сложившимся положением. Вот здесь-то и начинает разворачиваться та самая «цепочка грехов», когда один грех неизбежно влечет за собою другой. Ребенок, родившийся у женщины, муж которой воевал вдали от дома, стал бы прямым доказательством прелюбодеяния. А по закону Моисея, за это обоих виновников преступления ждала смерть – побиение камнями.






Давид танцует перед Ковчегом Завета. Через окно дворца на него смотрит жена Мехола, осуждающая его поведение. Иллюстрации из библии.1250 г.



Расспросив Урию о ходе войны, Давид требует, чтобы тот пошел к своей жене, но Урия не идет домой, а остается спать у ворот дома Давида с прочими людьми. Затем Давид вторично пытается отослать Урию к жене. Но этот глубоко преданный своему делу воин говорит Давиду: «Ковчег Божий и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой и есть, и пить и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю» (2 Цар. 11, 11).





Давид и Урия. Миниатюра Руанского часослова. Начало XVI в. Иерусалим






Нахождение Ковчега в расположении войска указывает на то, что израильтяне вели «священную войну», а это накладывало на воинов определенные ограничения. По-видимому, муж Вирсавии с почтением относился к закону, запрещавшему воинам входить к женщине перед битвой (1 Цар. 21, 4). Давид еще раз пытается осуществить свой план, напоив Урию допьяна, но тот все же не идет к жене и ночует у ворот царского дворца вместе с другими воинами.







<Св. пророк Давид. Мозаика церкви св. Марка в Венеции





«Цепочка греха» продолжает разворачиваться: поняв, что его план провалился Давид решается на убийство...
С ничего не подозревающим Урией он отправляет своему военачальнику Иоаву письмо, в котором просит послать этого воина на самый опасный участок фронта и сделать так, чтобы Урия в какой-то момент остался один на один с многочисленными врагами. Поскольку Урия был вызван к Давиду, чтобы доложить о военной обстановке, в том, что Давид отправил его к Иоаву с официальными распоряжениями, не было ничего необычного.




Питер Ластман. Давид, дающий письмо Урии. 1619.




«В письме он написал так: поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» (2 Цар. 11, 14–15). Таким образом, расчетливый Давид пытается придать убийству вид случайности, от которой на войне никто не застрахован.

Иоав в точности исполнил преступный приказ своего повелителя.
«Посему, когда Иоав осаждал город, то поставил он Урию на таком месте, о котором знал, что там храбрые люди. И вышли люди из города, и сразились с Иоавом, и пало несколько из народа, из слуг Давидовых; был убит также и Урия Хеттянин». (2. Цар. 11. 16- 17).
Так грех прелюбодеяния был покрыт кровью невинного человека.

Узнав о гибели мужа, Вирсавия, как сказано в Библии, «плакала о нем», но, когда закончились обычные семь дней оплакивания, Давид забрал ее к себе и женился на ней. Вскоре Вирсавия родила сына.




Рембрандт ван Рейн. Давид и Урия. 1665 г.





И Давиду могло показаться, что все закончилось благополучно, о совершенных им преступлениях никто и не догадывается и он может жить спокойно. Обычное дело: власть-имущие умеют скрывать и не такие страшные вещи.

Но от Бога ничего не скроешь.
И история грехопадения царя Давида заканчивается в Библии чеканной фразой:

[Дальше...]
«И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа».

[Дальше...]
Пройдет совсем немного времени, и, как гром среди ясного неба, прозвучат слова, которые напомнят Давиду и о Высшей власти, и о Высшем суде.




Tags: Бог Вера, Псалом 50, пророки, святые, царь Давид
Subscribe

  • Случайное фото

    Кандидат в президенты Беларуси Александр Лукашенко демонстрирует журналистам, то ли порванные, то ли грязные брюки, 1994 г. Это произошло…

  • Случайное фото

    Езда на ледяных брусках, Париж, площадь Согласия, 1940 год.

  • Случайное фото

    Цирюльник. Удаление зуба. Автор фото придворный фотограф династии Каджаров Антон Васильевич Севрюгин. Иран. 1901 год.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments