АПОКРИФ ОБ АРХАНГЕЛЕ МИХАИЛЕ - ОСВОБОДИТЕЛЕ ДУШ ИЗ АДА часть 3
Часть 1: https://prajt.livejournal.com/176403.html
Часть 2: https://prajt.livejournal.com/176846.html
[Дальше...]
Ни в "Речи, произнесенной святым отцом Тимофеем", ни в "Чуде Архистратига Михаила" не упоминается слово "покаяние". Да и зачем, в самом деле, нужно покаяние, если Архангел спасает даже нераскаянных грешников? Ведь, согласно "Чуду Архистратига Михаила", именно "нераскаявшиеся грешники" терпят "ужасную казнь" в том огненном озере, в которое Архангел Михаил погружает "свое белоснежное крыло".

Представление о том, что нераскаянный грешник может спастись из ада и получить вечное блаженство, противоречит православному пониманию спасения.
Согласно православному учению, "спасение связано самым тесным образом с внутренним состоянием человека" [12]. Вечная, блаженная жизнь за гробом - это продолжение жизни земной. Отцы Церкви "представляли себе жизнь человека непрестающим развитием, которое начинается здесь, на земле, и продолжается за гробом. Земная жизнь для них была приготовлением к жизни загробной...
Человек, по учению св. отцов, здесь, на земле, созидает себе то настроение, которое будет содержанием его жизни за гробом. “Приближаясь к Богу жизнию, делами и учением,.. приуготовляйтесь, - убеждает св. Григорий Богослов, - к тамошней истине и созерцанию о Христе Иисусе Господе нашем”. “Что доброго прибрел кто здесь, то самое, - по словам преп. Макария Египетского, - и в оный день будет для него жизнию”...
Христианин еще здесь, на земле, должен считать себя гражданином небесным, еще здесь, на земле, должен начать вечную жизнь, чтобы, насколько возможно, здесь же предначать и вечное блаженство... Таким образом, все дело спасения представляется в следующем виде: человек здесь, на земле, трудится, работает над собой, созидает в себе Царство Божие и чрез это теперь же начинает мало-помалу делаться причастником вечной жизни, насколько он имеет сил и способности для этого причастия;
после же того, как злое начало будет окончательно изгнано, в век грядущий, человек, наконец, увидит Бога лицем к лицу, будет пользоваться вечной жизнью во всей ее бесконечной полноте". Нравственное обновление человека существенно связано с вечным спасением, которое является совершенным раскрытием, осуществлением "тех начал, которые заложены и развиты были человеком в настоящей жизни" [13].
Но если человек в своей земной жизни сам сделал свою душу неспособной к пребыванию с Богом, то он не может получить загробное блаженство. Душа, которая в своей земной жизни по своей воле обратилась ко злу и тьме, не сможет в посмертном бытии воспринять высочайшее благо - наследование "неизреченного света и созерцания Святой и Царственной Троицы" (свт. Григорий Богослов) [14].
Те молитвы, которые Церковь возносит об усопших, "способствуют тому, чтобы семена новой жизни, с которыми отошли наши ближние, если эти семена недостаточно успели раскрыться здесь, на земле, постепенно раскрывались и развивались под влиянием и при милости Божией, как развивается доброе семя в земле под живительными лучами солнца, при благорастворении воздуха. Но ничто не может возродить гнилые семена, потерявшие начало растительной жизни.
В подобных случаях были бы бессильны молитвы за умерших в нечестии и нераскаянности и погасивших в себе дух Христов (1 Фес. 5:19). Именно о таких грешниках нужно понимать слова Спасителя в притче о богатом и Лазаре, что им нет избавления из ада, из его самых глубоких частей, и перехода в лоно Авраамово (Лк. 16:26)" [15].
***
Согласно "Речи, произнесенной святым отцом Тимофеем", Архангел Михаил дарует земное благополучие тому человеку, который "будет держать в своем доме записанное это чудо", то есть список текста с описанием видения апостола Иоанна. К этому человеку "не войдет в дом никакое бедствие: ни язва, ни голод, ни всякое нечистота, крысы, мыши, саранча, черви и все остальное вредное человеку и домашнему скоту.
Никогда не будет терпеть ни он ни его потомки его до четвертого колена. Этот список послужит оружием и щитом его в чистоте его, ибо сила этих слов великих и могущественных для верующих истинно будет исполнением для всего желаемого". В "Чуде Архистратига Михаила" утверждается: "Ни пуля, ни змей, никакая вражия сила не сможет навредить этому человеку или его дому. Ни червь, ни саранча, никакая пресмыкающая сила не сможет принести вред саду или огороду его. Список этот послужит ему оружием и щитом ограждения во всех бедах".
Таким образом, апокриф об Архангеле Михаиле, освобождающем души из ада, относится к числу таких апокрифических текстов, которым приписывается роль оберега. Такие тексты-обереги существуют у разных народов. В России известен, например, "Сон Богородицы": "Кто этот сон станет по трижды в день читати, на главе держати и в чистоте носити, тот человек от Бога спасение получит" [16];
"И аще кто его в пути своем с собою носит, тому человеку во всяком пути не прикоснется диявол, ни злой человек, ниже нечистой дух. И еще который человек сон твой, Богородице, в дому у себя держит, и тому человеку ни татьбы, ни разбойникам; в том дом — рабом здравие и скотом житие, господину прибыток; по водам — тихое пристанище и во беседе — честь" [17];
"Аще которой человек при смерти своей помянет или прочитает, или кому даст прочитать, и кто с верой послушает сего Божественнаго писания, тот человек муки вечной и огня палящаго, и тартарара преисподняго избавлен будет… Аще который сему листу будет верить и при себе иметь будет, или кто напишот, или кто с верою послушает сего Божественнаго писания,… и тот человек иметь себе будет отпущение грехов, и восприимут душу его ангелы господни из тела его, и донесут до царствия небеснаго Аврааму в рай" [18].
Здесь отражена суеверная убежденность в том, что можно достичь и земного благополучия ("исполнения для всего желаемого", как сказано в "Речи, произнесенной святым отцом Тимофеем"), и вечного спасения путем чтения либо просто хранения текста, которому приписывается магическая сила.
***
На Интернет-сайтах, публикующих "Речь, произнесенную святым отцом Тимофеем" и "Чудо Архистратига Михаила", перед этими текстами либо после них читателям дается совет молиться Архангелу Михаилу об избавлении из ада душ умерших родных (орфография и пунктуация оставлены нами без изменений):
«Молись под праздник Архангела Михаила под 19.09 (Чудо в Хонех) и под 21.11. его память, т.е. под Михайлов день, - молись в 12 часов ночи, ибо Архангел Михаил под свои праздники ночью находится на берегу долины огненной и опускает правое крыло в геену огненную, которая в это время гаснет. Молись под эти ночи и Он услышит молитву просящего, называя усопших по имени и проси, чтобы Он вывел их из ада. Помяни родных, знакомых и близких, называй, их имена добавляя при этом (и сродников по плоти до Адамова колена)».
Заметим, что местоимение "Он" пишется здесь с прописной буквы, как если бы речь шла о Боге.
Обращает на себя внимание и то, что, согласно этому совету, молиться нужно непременно в точно определенное время: "молись в 12 часов ночи". Другой вариант гласит, что молиться нужно "в ночь (после 12.00) на 19.09; 21.11; 25.07 (по новому стилю)".
Дающие такие указания, полагают, вероятно, что молитва, произнесенная за десять минут до назначенного времени или же в любой другой день, не будет услышана Архангелом. Удивляет в этом совете и уверенность в том, что души усопших родных посетителя сайта находятся именно в аду.
Если мы обратимся к церковно-богослужебной литературе, относящейся к празднованиям в честь Небесных Сил, то не найдем в ней никаких упоминаний о необходимости совершения ночных молитв с просьбой к Архангелу Михаилу об освобождении душ из ада.
В Типиконе указаны несколько памятей Архангелов и ангелов: Чудо Архангела Михаила в Хонех – 6/19 сентября, собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – 8/21 ноября, собор Архангела Гавриила – 26 марта/8 апреля (на следующий день после Благовещения Пресвятой Богородицы) и 13/26 июля (праздник, установленный, по-видимому, в память освящения храма во имя Архангела Гавриила в Константинополе в IX в.) [19]. Ни одно из этих празднований в честь Бесплотных Сил не связано с поминовением усопших.
Церковная богослужебная и житийная литература (Типикон, Четьи-Минеи, Синаксарь) не говорят ни о храмовой, ни о келейной молитве Архангелу Михаилу о "выведении из ада" душ усопших, ни о том, что Архангел "извлекает на своем крыле" из преисподней души грешников ("Речь, произнесенная святым отцом Тимофеем"). Об этом "страшном и святом деянии" ("Чудо Архистратига Михаила") не упоминает и канон Архангелу Михаилу.
Православному церковному преданию совершенно неизвестно и чуждо верование в то, что "Архангел Михаил под свои праздники ночью находится на берегу долины огненной и опускает правое крыло в геену (!) огненную, которая в это время гаснет".
***
Наряду с советом молиться в 12 часов ночи можно встретить и указание на то, какую именно молитву следует читать, чтобы Архангел Михаил "вывел из ада" души усопших сродников. Текст этой молитвы начинается со слов "Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имярек). Защити, Архангеле, нас от всяких врагов, видимых и невидимых..."
Однако эта молитва (называющаяся обычно "Молитвой Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил") - также апокриф, только уже не коптского, а русского происхождения. Одно из прошений этой молитвы, обращенное к Архангелу Михаилу, звучит так: "Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил" [20].
Отметим, что в церковной традиции обращаться с подобным прошением можно только к Господу! Архиепископ Евлогий (Гутченко) указывает на откровенное искажение учения Церкви в тексте "Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил": "В этой молитве неизвестными сочинителями приписывается Архангелу Михаилу чуть ли не Божеское достоинство, к нему молится Матерь Божия и святые угодники. Православное вероучение ставит Богородицу выше Херувимов и Серафимов и всех Небесных Сил. Матерь Божия, святые Архангелы и ангелы и угодники Божии совершают свою молитву о нас не перед Архангелом Михаилом, а перед Господом Богом" [21].
"Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил" сопровождается приписками, свидетельствующими о том, что она наделяется функциями универсального оберега: "Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию, того дня не прикоснется к нему диавол, ни злой дух, и той человек будет иметь на души и сердци своем веселие. И аще который человек преставится от жития сего, то ад душу его не примет" [22].
Если принять на веру подобные "инструкции", то получится, что владельцу молитвы нет необходимости стремиться к жизни во Христе, соблюдая заповеди. Действительно, зачем нужно жить "достойно благовествования Христова" (Флп. 1:27), если достаточно лишь ежедневно читать "молитву сию", и избавление от ада и "на души веселие" гарантированы?..
***
Итак, выше мы видели, что тексты, содержащие сказание об Архангеле Михаиле, освобождающем души грешников из ада ("Речь, произнесенная святым отцом Тимофеем" и "Чудо Архистратига Михаила") являются русскими переложениями коптской проповеди. Для "Речи, произнесенной святым отцом Тимофеем" и "Чуда Архистратига Михаила" характерны ложное учение о посмертном бытии, чрезмерное почитание Архангела Михаила и чуждое Православной Церкви верование в то, что "Бог даровал Архангелу Михаилу великую силу и власть спасать тех, кто пребывает в муках... ежегодно 6/19 сентября и 9/21 ноября" ("Чудо Архистратига Михаила").
В заключение приведем слова митрополита Макария (Булгакова): "Воздавая почитание ангелам и призывая их в молитвах, не забудем, что они суть только слуги Вседержителя и благодетельные орудия Его отеческого промышления о нас. Следовательно, мы должны чтить их так, чтобы вся честь главным образом относилась к их и нашему Господу, а отнюдь не боготворить их самих, не воздавать им Божеского поклонения; всячески блюстись от того пагубного суеверия, от которого предохранял христиан еще апостол (см.: Кол. 2:18), и которое осудил потом собор Лаодикийский, как несовместное с служением единому, истинному Богу, Господу нашему Иисусу Христу" [23].
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] См.: "Молитва задержания". [Электронный ресурс]. - URL: http://halkidon2006.orthodoxy.ru/sueverie/Molitva_zaderzhanija.htm.
[2] См.: Апокрифы // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravenc.ru/text/75608.html.
[3] Порфирьев И. Я. Апокрифические молитвы по рукописям Соловецкой библиотеки // Труды четвертого археологического съезда в России. Казань, 1891. Т. 2. Отд. 6. С. 2. Цит. по: Каган-Тарковская М. Д. Древнерусские врачевальные молитвы от укуса змеи. [Электронный ресурс]. - URL: http://odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=vxdtSL-NlnY%3d&tabid=2292.
[4] The Discourse on Saint Michael the Archangel by Timothy, Archbishop of Alexandria // Miscellaneous Coptic texts in the dialect of Upper Egypt / Ed., transl. E. A. W. Budge. London, 1915. Pp. 1021-1032. [Электронный ресурс]. - URL: http://archive.org/details/miscellaneouscop00budguoft.
[5] См.: Апокрифы // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravenc.ru/text/75608.html; Иоанн Богослов // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravenc.ru/text/469832.html.
[6] Сомов А. Б., Ткаченко А. А. Еноха третья книга // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravenc.ru/text/189991.html.
[7] Там же.
[8] Об этом праднике см.: Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах). 6/19 сентября. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.angelologia.ru/prazdniki/chudo_v_honeh.htm.
[9] Ангелология // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravenc.ru/text/115092.html.
[10] Архангел // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravenc.ru/text/76424.html.
[11] Правило 35-е Святого Поместного Собора Лаодикийского (ок. 364 года) с толкованием. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.angelologia.ru/tvorenia/33pravilo.htm.
[12] Александр (Милеант), епископ. Сущность христианства. [Электронный ресурс]. - URL: http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/sushhnost-khristianstva/.
[13] Сергий (Страгородский), архиепископ. Православное учение о спасении. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991. [Репринт. с изд.: Казань, 1898.] С. 115-116, 118.
[14] Григорий Богослов, святитель. Слово 15. Произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля. [Электронный ресурс]. - URL: http://orthodox.ru/lsn/bogoslov/015.php.
[15] Помазанский Михаил, протопресвитер. Православное догматическое богословие. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви; Издательство "Даръ", 2005. С. 375.
[16] Сон Пресвятыя Богородицы ("Мати моя возлюбленная, где ты была-побывала?..") // Виноградов Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 81. [Электронный ресурс]. - URL: http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vzo/vzo10812.htm.
[17] Сон Пресвятыя Богородицы ("Пресвятыя Владычицы, Мати Христа Бога нашего спала еси...") // Виноградов Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 18—19. [Электронный ресурс]. - URL: http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vzo/vzo10183.htm?cmd=0.
[18] [Сон Пресвятыя Богородицы] ("Опочивала еси Владычица наша...") // Виноградов Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 87—88. [Электронный ресурс]. - URL: http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vzo/vzo1087-.htm.
[19] Ангелология // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravenc.ru/text/115092.html.
[20] Апокрифическая молитва Архангелу Михаилу. [Электронный ресурс]. - URL: http://halkidon2006.orthodoxy.ru/sueverie/Apokrif_molitva_Arhangelu_Mihailu.htm.
[21] Евлогий (Гутченко), архимандрит. ректор Одесской Духовной Семинарии. Основные условия правильной молитвы. [Электронный ресурс]. - URL: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/5g11_20-all.shtml.
[22] Цит. по: Быкова В. М. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005. [Электронный ресурс]. - URL: http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-10/350.html.
[23] Макарий, митрополит Московский и Коломенский. О Промысле Божием по отношению к главным видам творений Божиих (к миру духовному). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.angelologia.ru/bogoslovie/164_angel_hranitel.htm.
© Е. М. Скитер, 2015
ИСТОЧНИК: http://halkidon2006.orthodoxy.ru/sueverie/Apokrif_ob_Arhangele_Mihaile.htm
Часть 2: https://prajt.livejournal.com/176846.html
[Дальше...]
Ни в "Речи, произнесенной святым отцом Тимофеем", ни в "Чуде Архистратига Михаила" не упоминается слово "покаяние". Да и зачем, в самом деле, нужно покаяние, если Архангел спасает даже нераскаянных грешников? Ведь, согласно "Чуду Архистратига Михаила", именно "нераскаявшиеся грешники" терпят "ужасную казнь" в том огненном озере, в которое Архангел Михаил погружает "свое белоснежное крыло".

Представление о том, что нераскаянный грешник может спастись из ада и получить вечное блаженство, противоречит православному пониманию спасения.
Согласно православному учению, "спасение связано самым тесным образом с внутренним состоянием человека" [12]. Вечная, блаженная жизнь за гробом - это продолжение жизни земной. Отцы Церкви "представляли себе жизнь человека непрестающим развитием, которое начинается здесь, на земле, и продолжается за гробом. Земная жизнь для них была приготовлением к жизни загробной...
Человек, по учению св. отцов, здесь, на земле, созидает себе то настроение, которое будет содержанием его жизни за гробом. “Приближаясь к Богу жизнию, делами и учением,.. приуготовляйтесь, - убеждает св. Григорий Богослов, - к тамошней истине и созерцанию о Христе Иисусе Господе нашем”. “Что доброго прибрел кто здесь, то самое, - по словам преп. Макария Египетского, - и в оный день будет для него жизнию”...
Христианин еще здесь, на земле, должен считать себя гражданином небесным, еще здесь, на земле, должен начать вечную жизнь, чтобы, насколько возможно, здесь же предначать и вечное блаженство... Таким образом, все дело спасения представляется в следующем виде: человек здесь, на земле, трудится, работает над собой, созидает в себе Царство Божие и чрез это теперь же начинает мало-помалу делаться причастником вечной жизни, насколько он имеет сил и способности для этого причастия;
после же того, как злое начало будет окончательно изгнано, в век грядущий, человек, наконец, увидит Бога лицем к лицу, будет пользоваться вечной жизнью во всей ее бесконечной полноте". Нравственное обновление человека существенно связано с вечным спасением, которое является совершенным раскрытием, осуществлением "тех начал, которые заложены и развиты были человеком в настоящей жизни" [13].
Но если человек в своей земной жизни сам сделал свою душу неспособной к пребыванию с Богом, то он не может получить загробное блаженство. Душа, которая в своей земной жизни по своей воле обратилась ко злу и тьме, не сможет в посмертном бытии воспринять высочайшее благо - наследование "неизреченного света и созерцания Святой и Царственной Троицы" (свт. Григорий Богослов) [14].
Те молитвы, которые Церковь возносит об усопших, "способствуют тому, чтобы семена новой жизни, с которыми отошли наши ближние, если эти семена недостаточно успели раскрыться здесь, на земле, постепенно раскрывались и развивались под влиянием и при милости Божией, как развивается доброе семя в земле под живительными лучами солнца, при благорастворении воздуха. Но ничто не может возродить гнилые семена, потерявшие начало растительной жизни.
В подобных случаях были бы бессильны молитвы за умерших в нечестии и нераскаянности и погасивших в себе дух Христов (1 Фес. 5:19). Именно о таких грешниках нужно понимать слова Спасителя в притче о богатом и Лазаре, что им нет избавления из ада, из его самых глубоких частей, и перехода в лоно Авраамово (Лк. 16:26)" [15].
***
Согласно "Речи, произнесенной святым отцом Тимофеем", Архангел Михаил дарует земное благополучие тому человеку, который "будет держать в своем доме записанное это чудо", то есть список текста с описанием видения апостола Иоанна. К этому человеку "не войдет в дом никакое бедствие: ни язва, ни голод, ни всякое нечистота, крысы, мыши, саранча, черви и все остальное вредное человеку и домашнему скоту.
Никогда не будет терпеть ни он ни его потомки его до четвертого колена. Этот список послужит оружием и щитом его в чистоте его, ибо сила этих слов великих и могущественных для верующих истинно будет исполнением для всего желаемого". В "Чуде Архистратига Михаила" утверждается: "Ни пуля, ни змей, никакая вражия сила не сможет навредить этому человеку или его дому. Ни червь, ни саранча, никакая пресмыкающая сила не сможет принести вред саду или огороду его. Список этот послужит ему оружием и щитом ограждения во всех бедах".
Таким образом, апокриф об Архангеле Михаиле, освобождающем души из ада, относится к числу таких апокрифических текстов, которым приписывается роль оберега. Такие тексты-обереги существуют у разных народов. В России известен, например, "Сон Богородицы": "Кто этот сон станет по трижды в день читати, на главе держати и в чистоте носити, тот человек от Бога спасение получит" [16];
"И аще кто его в пути своем с собою носит, тому человеку во всяком пути не прикоснется диявол, ни злой человек, ниже нечистой дух. И еще который человек сон твой, Богородице, в дому у себя держит, и тому человеку ни татьбы, ни разбойникам; в том дом — рабом здравие и скотом житие, господину прибыток; по водам — тихое пристанище и во беседе — честь" [17];
"Аще которой человек при смерти своей помянет или прочитает, или кому даст прочитать, и кто с верой послушает сего Божественнаго писания, тот человек муки вечной и огня палящаго, и тартарара преисподняго избавлен будет… Аще который сему листу будет верить и при себе иметь будет, или кто напишот, или кто с верою послушает сего Божественнаго писания,… и тот человек иметь себе будет отпущение грехов, и восприимут душу его ангелы господни из тела его, и донесут до царствия небеснаго Аврааму в рай" [18].
Здесь отражена суеверная убежденность в том, что можно достичь и земного благополучия ("исполнения для всего желаемого", как сказано в "Речи, произнесенной святым отцом Тимофеем"), и вечного спасения путем чтения либо просто хранения текста, которому приписывается магическая сила.
***
На Интернет-сайтах, публикующих "Речь, произнесенную святым отцом Тимофеем" и "Чудо Архистратига Михаила", перед этими текстами либо после них читателям дается совет молиться Архангелу Михаилу об избавлении из ада душ умерших родных (орфография и пунктуация оставлены нами без изменений):
«Молись под праздник Архангела Михаила под 19.09 (Чудо в Хонех) и под 21.11. его память, т.е. под Михайлов день, - молись в 12 часов ночи, ибо Архангел Михаил под свои праздники ночью находится на берегу долины огненной и опускает правое крыло в геену огненную, которая в это время гаснет. Молись под эти ночи и Он услышит молитву просящего, называя усопших по имени и проси, чтобы Он вывел их из ада. Помяни родных, знакомых и близких, называй, их имена добавляя при этом (и сродников по плоти до Адамова колена)».
Заметим, что местоимение "Он" пишется здесь с прописной буквы, как если бы речь шла о Боге.
Обращает на себя внимание и то, что, согласно этому совету, молиться нужно непременно в точно определенное время: "молись в 12 часов ночи". Другой вариант гласит, что молиться нужно "в ночь (после 12.00) на 19.09; 21.11; 25.07 (по новому стилю)".
Дающие такие указания, полагают, вероятно, что молитва, произнесенная за десять минут до назначенного времени или же в любой другой день, не будет услышана Архангелом. Удивляет в этом совете и уверенность в том, что души усопших родных посетителя сайта находятся именно в аду.
Если мы обратимся к церковно-богослужебной литературе, относящейся к празднованиям в честь Небесных Сил, то не найдем в ней никаких упоминаний о необходимости совершения ночных молитв с просьбой к Архангелу Михаилу об освобождении душ из ада.
В Типиконе указаны несколько памятей Архангелов и ангелов: Чудо Архангела Михаила в Хонех – 6/19 сентября, собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – 8/21 ноября, собор Архангела Гавриила – 26 марта/8 апреля (на следующий день после Благовещения Пресвятой Богородицы) и 13/26 июля (праздник, установленный, по-видимому, в память освящения храма во имя Архангела Гавриила в Константинополе в IX в.) [19]. Ни одно из этих празднований в честь Бесплотных Сил не связано с поминовением усопших.
Церковная богослужебная и житийная литература (Типикон, Четьи-Минеи, Синаксарь) не говорят ни о храмовой, ни о келейной молитве Архангелу Михаилу о "выведении из ада" душ усопших, ни о том, что Архангел "извлекает на своем крыле" из преисподней души грешников ("Речь, произнесенная святым отцом Тимофеем"). Об этом "страшном и святом деянии" ("Чудо Архистратига Михаила") не упоминает и канон Архангелу Михаилу.
Православному церковному преданию совершенно неизвестно и чуждо верование в то, что "Архангел Михаил под свои праздники ночью находится на берегу долины огненной и опускает правое крыло в геену (!) огненную, которая в это время гаснет".
***
Наряду с советом молиться в 12 часов ночи можно встретить и указание на то, какую именно молитву следует читать, чтобы Архангел Михаил "вывел из ада" души усопших сродников. Текст этой молитвы начинается со слов "Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имярек). Защити, Архангеле, нас от всяких врагов, видимых и невидимых..."
Однако эта молитва (называющаяся обычно "Молитвой Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил") - также апокриф, только уже не коптского, а русского происхождения. Одно из прошений этой молитвы, обращенное к Архангелу Михаилу, звучит так: "Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил" [20].
Отметим, что в церковной традиции обращаться с подобным прошением можно только к Господу! Архиепископ Евлогий (Гутченко) указывает на откровенное искажение учения Церкви в тексте "Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил": "В этой молитве неизвестными сочинителями приписывается Архангелу Михаилу чуть ли не Божеское достоинство, к нему молится Матерь Божия и святые угодники. Православное вероучение ставит Богородицу выше Херувимов и Серафимов и всех Небесных Сил. Матерь Божия, святые Архангелы и ангелы и угодники Божии совершают свою молитву о нас не перед Архангелом Михаилом, а перед Господом Богом" [21].
"Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил" сопровождается приписками, свидетельствующими о том, что она наделяется функциями универсального оберега: "Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию, того дня не прикоснется к нему диавол, ни злой дух, и той человек будет иметь на души и сердци своем веселие. И аще который человек преставится от жития сего, то ад душу его не примет" [22].
Если принять на веру подобные "инструкции", то получится, что владельцу молитвы нет необходимости стремиться к жизни во Христе, соблюдая заповеди. Действительно, зачем нужно жить "достойно благовествования Христова" (Флп. 1:27), если достаточно лишь ежедневно читать "молитву сию", и избавление от ада и "на души веселие" гарантированы?..
***
Итак, выше мы видели, что тексты, содержащие сказание об Архангеле Михаиле, освобождающем души грешников из ада ("Речь, произнесенная святым отцом Тимофеем" и "Чудо Архистратига Михаила") являются русскими переложениями коптской проповеди. Для "Речи, произнесенной святым отцом Тимофеем" и "Чуда Архистратига Михаила" характерны ложное учение о посмертном бытии, чрезмерное почитание Архангела Михаила и чуждое Православной Церкви верование в то, что "Бог даровал Архангелу Михаилу великую силу и власть спасать тех, кто пребывает в муках... ежегодно 6/19 сентября и 9/21 ноября" ("Чудо Архистратига Михаила").
В заключение приведем слова митрополита Макария (Булгакова): "Воздавая почитание ангелам и призывая их в молитвах, не забудем, что они суть только слуги Вседержителя и благодетельные орудия Его отеческого промышления о нас. Следовательно, мы должны чтить их так, чтобы вся честь главным образом относилась к их и нашему Господу, а отнюдь не боготворить их самих, не воздавать им Божеского поклонения; всячески блюстись от того пагубного суеверия, от которого предохранял христиан еще апостол (см.: Кол. 2:18), и которое осудил потом собор Лаодикийский, как несовместное с служением единому, истинному Богу, Господу нашему Иисусу Христу" [23].
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] См.: "Молитва задержания". [Электронный ресурс]. - URL: http://halkidon2006.orthodoxy.ru/sueverie/Molitva_zaderzhanija.htm.
[2] См.: Апокрифы // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravenc.ru/text/75608.html.
[3] Порфирьев И. Я. Апокрифические молитвы по рукописям Соловецкой библиотеки // Труды четвертого археологического съезда в России. Казань, 1891. Т. 2. Отд. 6. С. 2. Цит. по: Каган-Тарковская М. Д. Древнерусские врачевальные молитвы от укуса змеи. [Электронный ресурс]. - URL: http://odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=vxdtSL-NlnY%3d&tabid=2292.
[4] The Discourse on Saint Michael the Archangel by Timothy, Archbishop of Alexandria // Miscellaneous Coptic texts in the dialect of Upper Egypt / Ed., transl. E. A. W. Budge. London, 1915. Pp. 1021-1032. [Электронный ресурс]. - URL: http://archive.org/details/miscellaneouscop00budguoft.
[5] См.: Апокрифы // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravenc.ru/text/75608.html; Иоанн Богослов // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravenc.ru/text/469832.html.
[6] Сомов А. Б., Ткаченко А. А. Еноха третья книга // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravenc.ru/text/189991.html.
[7] Там же.
[8] Об этом праднике см.: Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах). 6/19 сентября. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.angelologia.ru/prazdniki/chudo_v_honeh.htm.
[9] Ангелология // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravenc.ru/text/115092.html.
[10] Архангел // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravenc.ru/text/76424.html.
[11] Правило 35-е Святого Поместного Собора Лаодикийского (ок. 364 года) с толкованием. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.angelologia.ru/tvorenia/33pravilo.htm.
[12] Александр (Милеант), епископ. Сущность христианства. [Электронный ресурс]. - URL: http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/sushhnost-khristianstva/.
[13] Сергий (Страгородский), архиепископ. Православное учение о спасении. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991. [Репринт. с изд.: Казань, 1898.] С. 115-116, 118.
[14] Григорий Богослов, святитель. Слово 15. Произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля. [Электронный ресурс]. - URL: http://orthodox.ru/lsn/bogoslov/015.php.
[15] Помазанский Михаил, протопресвитер. Православное догматическое богословие. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви; Издательство "Даръ", 2005. С. 375.
[16] Сон Пресвятыя Богородицы ("Мати моя возлюбленная, где ты была-побывала?..") // Виноградов Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 81. [Электронный ресурс]. - URL: http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vzo/vzo10812.htm.
[17] Сон Пресвятыя Богородицы ("Пресвятыя Владычицы, Мати Христа Бога нашего спала еси...") // Виноградов Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 18—19. [Электронный ресурс]. - URL: http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vzo/vzo10183.htm?cmd=0.
[18] [Сон Пресвятыя Богородицы] ("Опочивала еси Владычица наша...") // Виноградов Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 87—88. [Электронный ресурс]. - URL: http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vzo/vzo1087-.htm.
[19] Ангелология // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravenc.ru/text/115092.html.
[20] Апокрифическая молитва Архангелу Михаилу. [Электронный ресурс]. - URL: http://halkidon2006.orthodoxy.ru/sueverie/Apokrif_molitva_Arhangelu_Mihailu.htm.
[21] Евлогий (Гутченко), архимандрит. ректор Одесской Духовной Семинарии. Основные условия правильной молитвы. [Электронный ресурс]. - URL: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/5g11_20-all.shtml.
[22] Цит. по: Быкова В. М. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005. [Электронный ресурс]. - URL: http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-10/350.html.
[23] Макарий, митрополит Московский и Коломенский. О Промысле Божием по отношению к главным видам творений Божиих (к миру духовному). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.angelologia.ru/bogoslovie/164_angel_hranitel.htm.
© Е. М. Скитер, 2015
ИСТОЧНИК: http://halkidon2006.orthodoxy.ru/sueverie/Apokrif_ob_Arhangele_Mihaile.htm