ЧУДОТВОРНАЯ АХТЫРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
15 июля совершается празднование в честь Ахтырской иконы Божией Матери, принадлежащей к числу наиболее прославившихся на Руси образов Пресвятой Богородицы. На ней мы видим поясное изображение Богородицы, молитвенно сложившей руки перед Крестом с распятым Господом Иисусом Христом.
Чудесное явление Ахтырской иконы Божией Матери произошло 2 июля 1739 года, о чем свидетельствует надпись под изображением Богородицы, разделенная двуглавым орлом. Такая самобытная иконография говорит о признании чудотворного образа «государями всероссийскими» и одновременно — это знак Торжества Православия.

Ахтырская икона Божией Матери. пгт. Алексеевское. Татарстан
[Дальше...]
ЯВЛЕНИЕ АХТЫРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Икона явилась в тот же день, когда в 458 году Святитель Геннадий перенес «честную ризу Богоматери» во Влахернский храм. И в тот же день, но в разные времена — были явлены чудесные образы Феодотьевской (2 июля 1487г.) и Пожайской (2 июля 1662-1674гг.) икон Богородицы.
В первой половине XVIII века в Ахтырке была ветхая деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, служителем которой был священник отец Даниил «муж благоговейный, простой и кроткой жизни». Ему было суждено обрести чудотворную икону и стать первым свидетелем Ее явления.

Ахтырская икона Божией Матери Ахтырского
кафедрального собора г.Орла


В летописях сообщается о том, что выйдя во двор своего дома, густо поросшего дикой ромашкой, и пару раз ударив новой косой, священник увидел стоящую в траве икону, от которой исходило необыкновенное сияние, «... и сотворив на себя крестное знамение начал читать пришедший ему на память кондак празднеству Рождества Богородицы». Затем никому ничего не сказав, он перенес икону в дом.
А через три года в октябре 1742 года повторилось такое же сияние. С этого времени о. Даниил, по велению Богородицы, явившейся ему во сне, перестал скрывать этот чудотворный образ и перенес его в храм. Через пару лет были сделаны для него киот и риза.

Ахтырская икона Божией Матери. 2007 г. В алтаре Свято-Никольского Рыльского монастыря.
Иконописец Александр (Мельников)
Несмотря на глубокое чувство благоговения отца Даниила пред обретённой им иконой, святыня не содержалась в должной чистоте. Через три года во сне он получил от Божией Матери приказание освободить своими руками икону от насевшей на неё пыли, омыть чистой водой и украсить. От страха он проснулся и ночью же исполнил приказание Царицы Небесной.
Той же ночью он увидал второй необыкновенный сон. Снилось ему, что он идёт к реке, чтобы вылить в неё воду, оставшуюся после омовения иконы. Встречается ему Богоматерь в образе прекрасной Девы и говорит: «Куда несёшь ты воду? Вернись с нею домой и храни её: она будет страждущих исцелять от лихорадки». А у отца Даниила дочь мучилась этим недугом. Он напоил её водою, и она выздоровела. Получили избавление от недуга и другие лихорадочные, испившие святой воды.

Ахтырская икона Божией Матери. XIX век
Рассматривая образ, священник заметил на доске повреждения и поручил одному иконописцу закрасить их. Мастер отнёс святыню к себе домой и через два дня собирался взяться за работу. Но ему ночью был голос от иконы: «Встань, ибо наступило уже время отнести икону туда, откуда ты её взял. Исправить её ты не можешь». Остальную часть ночи иконописец молился пред образом, а утром отнёс его отцу Даниилу и рассказал о случившемся. Ввиду этих обстоятельств отец Даниил убедился в чудотворной силе иконы и решил, что ей должно находиться в храме. Поставленная в храме святыня скоро прославилась новыми знамениями.

Ахтырская икона Божией Матери Россия. Западные губернии. ок. 1800.
В 1743 году было предписано провести расследование этих чудес, и бригадир Лесовицкий с полковым старшиной дали письменное показание, что многие люди, приходя из разных мест, получают от этой иконы исцеления. Дело было потребовано в Петербург, в Святейший Синод, и императрица Елисавета Петровна в 1744 году приказала вновь исследовать чудеса, которые оказались действительными.
В 1746 году было назначено ещё одно — уже третье — расследование, которое возглавили архиепископ Черниговский Амвросий (Дубневич) и архимандрит Киево-Печерской Лавры, впоследствии митрополит Киевский, Тимофей (Щербатский). Приехавшие в Ахтырку следователи вызывали всех очевидцев, испытавших на себе проявление благодатной силы иконы. Показания давались под присягой.
Всего же было проверено 324 записанных случая исцеления больных от различных недугов. Наконец, в 1751 году Святейший Синод признал Ахтырскую икону Божией Матери — чудотворной.

В 1744 году Ахтырку посетила Императрица Елизавета Петровна с графиней М. Шуваловой, дабы поклониться глубоко чтимому образу. «Благочестивая Императрица Елизавета Петровна, радуясь милости Божией, явившейся над Ея империею в Ея время, положила в душе своей воздвигнуть достойный храм на самом месте явления образа». По ее повелению от 26 апреля 1753 года архитектор граф Растрелли «сочинил» план Покровского собора с Ахтырским приделом.
В том же году был заложен новый каменный храм по инициативе ахтырского полковника Федора Каченовского с «величайшего соизволения» Императрицы Елизаветы Петровны, которая «благоволила жертвовать от своих царских щедрот 2 000 рублей». Собор был построен по проекту выдающегося русского зодчего Д.В.Ухтомского и 2 июля 1768г. освящен Белгородским епископом Порфирием (Крайским).

Ахтырская икона Божией Матери. Истинное изображение, заверенное печатью

Икона "Богородица Ахтырская" Россия, 1751 г
В тот же день состоялось торжественное перенесение Ахтырской иконы Божией Матери в новый Покровский собор. На алтарь и внутреннее убранство храма были большие пожертвования от графов Шереметьевых, Паниных, Чернышевых, а также многих состоятельных жителей Ахтырки. С.Б.Шереметьев подарил храму новый список с Ахтырской иконы в серебряной с позолотой ризе и мощами святых угодников Божиих. Богоматерь изображена молящейся пред распятием с непокрытой головой.

Ахтырская икона Божией Матери. С Ангелом-Хранителем и Св.Иоанном центр.Россия, XIX в.

Ахтырская икона Божией Матери из Троянского монастыря в Болгарии
ПОКРОВСКИЙ СОБОР
Село Ахтырка впервые упоминается в 1504 году в межевой духовной грамоте Великого князя и государя Московского Иоанна Васильевича Третьего под названием "село Дудкино". В 1734 году село приобрел Иван Юрьевич Трубецкой. В 70-х годах XVIII века Николай Иванович Трубецкой, сын первого владельца села, построил деревянную церковь в честь иконы Божией Матери "Ахтырская".

Ахтырка на старом фото
Название города Ахтырка происходит от татарского слова Ахтырка и означает «белый яр», что говорит о том, что на месте казацкой Ахтырки был татарский юрт или иначе — стан татарского кочевья со стадами. Заселение Ахтырки казаками относится к 1641 году, а крепость была построена черкасами-переселенцами в 1654 году и с этого времени Ахтырка стала полковым городом.
Покровский собор в Ахтырке, где находится чудотворная Ахтырская икона Божией Матери, есть одно из замечательных зданий XVIII столетия, поражающих своей стройностью, красотой и величием архитектуры древних храмов.
В центре города возвышается Покровский собор – великолепный памятник архитектуры, сооруженный в 1753-1768гг. под руководством архитектора С. Дудинского и при участии архитектора Д. В. Ухтомского. В создании проекта собора принимал непосредственное участие В. В. Растрелли.

Ахтырский Покровский собор
Вблизи собора находится колокольня – законченное архитектурное сооружение, воздвигнутое в 1781-1786гг. по проекту уроженца Ахтырки П. А. Ярославского, построившего также ряд зданий «присутственных мест» в Сумах, Харькове, Изюме, Ахтырке.
История Покровского храма начинается с 1751 года, т.е. с того времени, когда последовал указ Св. Синода, которым было велено «св. икону Богоматери, явленную в г. Ахтырке, иметь и почитать за чудотворную». Первая мысль о построении нового каменного храма на месте старой деревянной Покровской церкви, родилась в душе благочестивого слободского полковника Федора Ивановича Каченовского, известного возобновителя Рыхловской пустыни Черниговской губернии. Он с «просительной книгой и воззванием» обратился лично к Императрице Елизавете Петровне с просьбой о помощи в строительстве.

Ахтырский Покровский собор
Благочестивая Императрица, радуясь милости Божией, явившейся над Ее Империей и в Ее время, положила в благородной душе воздвигнуть достойный храм на самом месте явления чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери. По Ее повелению от 25 апреля 1753 года граф Растрелли сочинил план каменного Покровского храма, а Она сама пожертвовала на строительство 2000 рублей, о чем лично сделала запись в церковной книге.
По благословению Белгородского святителя Иоасафа (Горленко), 25 апреля 1753 года — в день коронации Императрицы Елизаветы Петровны – игуменом Ахтырского Троицкого монастыря Иоанном (Солунским) и ахтырским духовенством было положено основание храма. Через 15 лет после его заложения, под наблюдением разных строителей, храм был окончен.

Ахтырская икона Божией Матери. Юг России, ок. 1850.
Храм представлял собой фигуру корабля – вид древнейших храмов. Великолепный пятиярусный иконостас с богатой резьбой и три престола под величественными вызлащенными балдахинами. Главный – во имя Покрова Богоматери, южный – в память положения честныя ризы Богоматери и в месте явления Ея чудотворного образа в гор. Ахтырке, северный – во имя праведных Захария и Елисаветы – ангела Благочестивой Императрицы, которая в своем повелении сама изволила наименовать себя храмоздатильницей нового Покровского храма.
Он был освящен 2-го июля 1768 года Порфирием (Крайским), епископом Белгородским. Тогда же сюда в храм была перенесена чудотворная икона Богоматери, в присутствии Ахтырского полка и при стечении многочисленного народа со всех окружных мест.

Гусевский женский монастырь Ахтырской Божией Матери
С этого времени храм время от времени обустраивался и благоукрашался пожертвованиями боголюбивых чтителей его святыни. На эти пожертвования было устроено:
1) каменная колокольня в три яруса, с колоннадой вокруг и с храмом в нижнем ярусе, в честь входа Богоматери в храм. Этот храм был освящен в 1784 году преосвященным Аггеем (Колосовским), епископом Белгородским. На колокольне часы с боем, а самый большой колокол — в 253 пуда;

Ахтырская икона Божией Матери. Центральная Россия, XIX в.
2) престол в главном алтаре обложен со всех сторон и сверху медными, вызолоченными досками, с серебряными священными изображениями чеканной работы по бокам; 3) весь главный иконостас покрыт серебряными ризами чеканной работы;
4) дарохранительница, красиво выполненая из серебра, со священными изображениями чеканной работы и изображениями на финифти – вся вызолоченная (3500 р. асс.); 5) плащаница, с изображениями предстоящих лиц, искусно шитая по малиновому бархату золотом и украшеная жемчугом и драгоценными камнями – дарами богомольцев (3000 р. сер.); 6) поставный крест из серебра, весь вызолочен и украшен топазами и финифтью (1300 р. асс.); 7) четыре лампады перед местными иконами главного иконостаса из серебра чеканной работы (4500 р. асс.).

В храме Ахтырской иконы Божией Матери в Гусёвском женском монастыре Ольховского района Волгоградской области
ЧУДО
Одним из чудесных событий, усиливших благочестивое усердие Императрицы к построению нового храма и способствовавших к украшению его разными благотворениями, было дивное событие с баронессой Фон-Вейдель и ее детьми. В 1748 году вдова Елизавета Богдановна, урожденная Пассек, искренне православная и набожная, по дороге в Петербург сильно занемогла в Ахтырке. Озабоченная участью юных детей своих, она усердно молилась в храме перед чудотворной иконой об исцелении ее болезни.
Во сне ей является Божия Матерь (это было 2-го мая) и объявляет, что через 5 дней она оставит эту жизнь, а посему должна готовиться к смерти и имение раздать нищим. Больная напомнила Божией Матери о детях (это были две маленькие девочки), которых она должна оставить в малолетстве и без пропитания. На это был следующий ответ: «о детях твоих не заботься, Я буду для них попечительницей». И повторено приказание – раздать имение, дабы совершались молитвы.

Икона «Ахтырская Божия Матерь». Cередина XIX века
Больная объявила о виденом своему духовнику и другим лицам, а через 5 дней действительно умерла. Вскоре после смерти матери обе малолетние ее дочери неожиданно были потребованы к высочайшему двору, воспитаны там и выданы впоследствии в замужество: одна за графа Чернышева, а другая за графа Панина. Эти две графини до самой смерти своей, сохраняя благоговейное воспоминание о чудесном устроении их судьбы, делали важные пожертвования для Покровского храма.
Графиня Анна Родионовна Чернышева построила вблизи Покровского храма каменный храм во имя Рождества Христова с жилыми по обеим сторонам комнатами, где она потом нередко проживала месяцами и хотела провести свои последние дни. В этом храме были три картины испанского живописца Мурилльо, приобретенные за весьма дорогую цену.

Богоматерь Ахтырская. Резная икона XIX века. Камень, резьба, масло, золочение. Пермская государст-
венная художественная галерея.
В Соборный Покровский храм графиня пожертвовала напрестольное евангелие (1759г.), обложенное серебряными досками — стоимостью 15000 р.асс., позолоченный серебряный потир с дискосом, бриллиантовое перо, изумруды и прочие драгоценности, которые по ее желанию возложили на ризу чудотворной иконы. Графиня Марья Родионовна Панина прислала в дар евангелие (1759г.), стоимостью 5000 руб.
А граф Панин пожертвовал позолоченный серебряный потир с дискосом и звездой. В 1768 году граф Сергей Борисович Шереметьев принес в дар храму небольшой золотой крест с мощами 13-ти святых, украшенный бриллиантами в небольшом киоте и копию с чудотворной иконы Ахтырской Божией Матери в серебряной позолоченной ризе с приделанными по краям к оной несколькими ковчежцами с частицами мощей разных святых.

Ахтырская (Страстная) икона Божией матери. Румыния, Синегорье, ок. 1900. Бронза, эмаль.
В 1865-1871 годах московским фабрикантом Д. Н. Орловым была отчеканена новая золотая риза и украшена бриллиантами московским ювелиром И. Д. Чечелевым. Новая риза чудотворной иконы была оценена в 30000 р.сер. По красоте, изяществу и тонкости отделки, ювелирному мастерству – эта риза представляла собой одно из лучших художественных произведений современного чеканного и ювелирного искусства.
Но всегда были и есть благотворители, которые приносили и приносят значительные пожертвования в пользу и на украшение храма, по христианской скромности и смирению – скрывающие свои имена. Священнослужители собора считают своим долгом поминать молитвенно эти дорогие имена в ежедневных службах и особенно по субботам, во время чтения акафиста перед чудотворным Ахтырским образом Божией Матери.

Ахтырская икона Божией Матери. Россия, начало XIX в.
ПРОПАЖА И ОБРЕТЕНИЕ
Чудотворная икона Ахтырской Богоматери находилась в Покровском соборе до 1844 года, затем ее передали в Ахтырский Свято-Троицкий монастырь.За годы ее нахождения в Ахтырке с нее было сделано 20 копий, одна из которых до сих пор находится в соборе.
В 1903 году (по другим данным: в 1905 г.) икона была отправлена в Петербург на реставрацию, однако по дороге бесследно исчезла. Забыли, что Богородица запретила исправлять икону!
Впоследствии неведомыми путями образ оказался в Харбине и был приобретён С.А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова, который неоднократно прикладывался к нему в Ахтырке, это была та самая чудотворная Ахтырская икона. В 1950 году сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где передал её Комитету Русской Православной молодёжи как благословение.


Ахтырская икона Божией Матери.Конец XIX в.
В 1975 году сведения о том, что утраченная Ахтырская икона находится в Сан-Франциско (США), достигли СССР. В 1995 году митрополит Харьковский Никодим (Руснак) привёз оттуда список с иконы и передал его в Ахтырский Покровский собор. В связи с этим событием на третий день после праздника Святой Троицы был возобновлён крестный ход со списком иконы на место Ахтырского (во имя Святой Троицы) монастыря.
Ход этот совершался с 1844 года в субботу Пятидесятницы, а обратно образ переносился в праздник Всех святых. В настоящее время Ахтырская святыня находится в ведении митрополита Илариона (Капрала), первоиерарха Русской Православной Церкви за границей. 15 июня 1999 года в Ахтырке прошли торжества по случаю 260-летия явления чудотворной Ахтырской иконы.

Икона Богоматери "Ахтырская" в серебряном окладе. Российская Империя, Москва, не позднее 1895г.
Известно, что с чудотворного образа были сделаны точные копии списков. Один из таких списков, прославившийся исцелениями и чудесами, находится в Ахтырском соборе г. Орла, построенном в благодарность за исцеление по молитве перед иконой орловского купца К.С. Пастухова. Чудо произошло в 1773 году вскоре после прославления иконы. Таким образом, это один из первых списков. Наиболее ценные списки сохранились в Покровском соборе города Ахтырка, в Харькове, в храме Архангела Михаила, в Ахтырском Свято-Троицком мужском монастыре.
Ахтырская икона Божией Матери, именуемая «Самарская», является главной святыней Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря, Милькова монастыря в Сербии. Она также почитается в храме Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате в Москве.

Икона Ахтырской Божией Матери. село Новоахтырка
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Посмотреть на чудо довелось и корреспонденту «КП». В Свято-Покровском кафедральном соборе в Ахтырке обе иконы - на видном месте и обвешаны золотом, которое в знак благодарности приносят прихожане. Пока я ждала священника, смогла как следует рассмотреть одну из них. Удивило, что за массивной блестящей рамкой вместо лица Богородицы - обычное дерево.
- А где же само изображение? - спросила я у работницы собора.
- Так она такая и есть, - ответила та, видимо, не поняв моего вопроса.

Каково же было мое удивление, когда, подойдя во второй раз к иконе уже со священником - протоиереем Евгением, я увидела: на тусклой деревяшке появились глаза, брови, нос и нежная улыбка Девы Марии!
- До сих пор это явление объяснить не может никто - видимо, Богородица показывает свое лицо только тем, кто молится. Таким образом она проявляется несколько раз на день, - улыбнулся священник. - А в том, что Богородица с непокрытой головой, нет ничего удивительного. На иконе она изображена еще отроковицей, то есть до рождения сына.
Чудесное явление Ахтырской иконы Божией Матери произошло 2 июля 1739 года, о чем свидетельствует надпись под изображением Богородицы, разделенная двуглавым орлом. Такая самобытная иконография говорит о признании чудотворного образа «государями всероссийскими» и одновременно — это знак Торжества Православия.

Ахтырская икона Божией Матери. пгт. Алексеевское. Татарстан
[Дальше...]
ЯВЛЕНИЕ АХТЫРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Икона явилась в тот же день, когда в 458 году Святитель Геннадий перенес «честную ризу Богоматери» во Влахернский храм. И в тот же день, но в разные времена — были явлены чудесные образы Феодотьевской (2 июля 1487г.) и Пожайской (2 июля 1662-1674гг.) икон Богородицы.
В первой половине XVIII века в Ахтырке была ветхая деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, служителем которой был священник отец Даниил «муж благоговейный, простой и кроткой жизни». Ему было суждено обрести чудотворную икону и стать первым свидетелем Ее явления.

Ахтырская икона Божией Матери Ахтырского
кафедрального собора г.Орла


В летописях сообщается о том, что выйдя во двор своего дома, густо поросшего дикой ромашкой, и пару раз ударив новой косой, священник увидел стоящую в траве икону, от которой исходило необыкновенное сияние, «... и сотворив на себя крестное знамение начал читать пришедший ему на память кондак празднеству Рождества Богородицы». Затем никому ничего не сказав, он перенес икону в дом.
А через три года в октябре 1742 года повторилось такое же сияние. С этого времени о. Даниил, по велению Богородицы, явившейся ему во сне, перестал скрывать этот чудотворный образ и перенес его в храм. Через пару лет были сделаны для него киот и риза.

Ахтырская икона Божией Матери. 2007 г. В алтаре Свято-Никольского Рыльского монастыря.
Иконописец Александр (Мельников)
Несмотря на глубокое чувство благоговения отца Даниила пред обретённой им иконой, святыня не содержалась в должной чистоте. Через три года во сне он получил от Божией Матери приказание освободить своими руками икону от насевшей на неё пыли, омыть чистой водой и украсить. От страха он проснулся и ночью же исполнил приказание Царицы Небесной.
Той же ночью он увидал второй необыкновенный сон. Снилось ему, что он идёт к реке, чтобы вылить в неё воду, оставшуюся после омовения иконы. Встречается ему Богоматерь в образе прекрасной Девы и говорит: «Куда несёшь ты воду? Вернись с нею домой и храни её: она будет страждущих исцелять от лихорадки». А у отца Даниила дочь мучилась этим недугом. Он напоил её водою, и она выздоровела. Получили избавление от недуга и другие лихорадочные, испившие святой воды.

Ахтырская икона Божией Матери. XIX век
Рассматривая образ, священник заметил на доске повреждения и поручил одному иконописцу закрасить их. Мастер отнёс святыню к себе домой и через два дня собирался взяться за работу. Но ему ночью был голос от иконы: «Встань, ибо наступило уже время отнести икону туда, откуда ты её взял. Исправить её ты не можешь». Остальную часть ночи иконописец молился пред образом, а утром отнёс его отцу Даниилу и рассказал о случившемся. Ввиду этих обстоятельств отец Даниил убедился в чудотворной силе иконы и решил, что ей должно находиться в храме. Поставленная в храме святыня скоро прославилась новыми знамениями.

Ахтырская икона Божией Матери Россия. Западные губернии. ок. 1800.
В 1743 году было предписано провести расследование этих чудес, и бригадир Лесовицкий с полковым старшиной дали письменное показание, что многие люди, приходя из разных мест, получают от этой иконы исцеления. Дело было потребовано в Петербург, в Святейший Синод, и императрица Елисавета Петровна в 1744 году приказала вновь исследовать чудеса, которые оказались действительными.
В 1746 году было назначено ещё одно — уже третье — расследование, которое возглавили архиепископ Черниговский Амвросий (Дубневич) и архимандрит Киево-Печерской Лавры, впоследствии митрополит Киевский, Тимофей (Щербатский). Приехавшие в Ахтырку следователи вызывали всех очевидцев, испытавших на себе проявление благодатной силы иконы. Показания давались под присягой.
Всего же было проверено 324 записанных случая исцеления больных от различных недугов. Наконец, в 1751 году Святейший Синод признал Ахтырскую икону Божией Матери — чудотворной.

В 1744 году Ахтырку посетила Императрица Елизавета Петровна с графиней М. Шуваловой, дабы поклониться глубоко чтимому образу. «Благочестивая Императрица Елизавета Петровна, радуясь милости Божией, явившейся над Ея империею в Ея время, положила в душе своей воздвигнуть достойный храм на самом месте явления образа». По ее повелению от 26 апреля 1753 года архитектор граф Растрелли «сочинил» план Покровского собора с Ахтырским приделом.
В том же году был заложен новый каменный храм по инициативе ахтырского полковника Федора Каченовского с «величайшего соизволения» Императрицы Елизаветы Петровны, которая «благоволила жертвовать от своих царских щедрот 2 000 рублей». Собор был построен по проекту выдающегося русского зодчего Д.В.Ухтомского и 2 июля 1768г. освящен Белгородским епископом Порфирием (Крайским).

Ахтырская икона Божией Матери. Истинное изображение, заверенное печатью

Икона "Богородица Ахтырская" Россия, 1751 г
В тот же день состоялось торжественное перенесение Ахтырской иконы Божией Матери в новый Покровский собор. На алтарь и внутреннее убранство храма были большие пожертвования от графов Шереметьевых, Паниных, Чернышевых, а также многих состоятельных жителей Ахтырки. С.Б.Шереметьев подарил храму новый список с Ахтырской иконы в серебряной с позолотой ризе и мощами святых угодников Божиих. Богоматерь изображена молящейся пред распятием с непокрытой головой.

Ахтырская икона Божией Матери. С Ангелом-Хранителем и Св.Иоанном центр.Россия, XIX в.

Ахтырская икона Божией Матери из Троянского монастыря в Болгарии
ПОКРОВСКИЙ СОБОР
Село Ахтырка впервые упоминается в 1504 году в межевой духовной грамоте Великого князя и государя Московского Иоанна Васильевича Третьего под названием "село Дудкино". В 1734 году село приобрел Иван Юрьевич Трубецкой. В 70-х годах XVIII века Николай Иванович Трубецкой, сын первого владельца села, построил деревянную церковь в честь иконы Божией Матери "Ахтырская".

Ахтырка на старом фото
Название города Ахтырка происходит от татарского слова Ахтырка и означает «белый яр», что говорит о том, что на месте казацкой Ахтырки был татарский юрт или иначе — стан татарского кочевья со стадами. Заселение Ахтырки казаками относится к 1641 году, а крепость была построена черкасами-переселенцами в 1654 году и с этого времени Ахтырка стала полковым городом.
Покровский собор в Ахтырке, где находится чудотворная Ахтырская икона Божией Матери, есть одно из замечательных зданий XVIII столетия, поражающих своей стройностью, красотой и величием архитектуры древних храмов.
В центре города возвышается Покровский собор – великолепный памятник архитектуры, сооруженный в 1753-1768гг. под руководством архитектора С. Дудинского и при участии архитектора Д. В. Ухтомского. В создании проекта собора принимал непосредственное участие В. В. Растрелли.

Ахтырский Покровский собор
Вблизи собора находится колокольня – законченное архитектурное сооружение, воздвигнутое в 1781-1786гг. по проекту уроженца Ахтырки П. А. Ярославского, построившего также ряд зданий «присутственных мест» в Сумах, Харькове, Изюме, Ахтырке.
История Покровского храма начинается с 1751 года, т.е. с того времени, когда последовал указ Св. Синода, которым было велено «св. икону Богоматери, явленную в г. Ахтырке, иметь и почитать за чудотворную». Первая мысль о построении нового каменного храма на месте старой деревянной Покровской церкви, родилась в душе благочестивого слободского полковника Федора Ивановича Каченовского, известного возобновителя Рыхловской пустыни Черниговской губернии. Он с «просительной книгой и воззванием» обратился лично к Императрице Елизавете Петровне с просьбой о помощи в строительстве.

Ахтырский Покровский собор
Благочестивая Императрица, радуясь милости Божией, явившейся над Ее Империей и в Ее время, положила в благородной душе воздвигнуть достойный храм на самом месте явления чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери. По Ее повелению от 25 апреля 1753 года граф Растрелли сочинил план каменного Покровского храма, а Она сама пожертвовала на строительство 2000 рублей, о чем лично сделала запись в церковной книге.
По благословению Белгородского святителя Иоасафа (Горленко), 25 апреля 1753 года — в день коронации Императрицы Елизаветы Петровны – игуменом Ахтырского Троицкого монастыря Иоанном (Солунским) и ахтырским духовенством было положено основание храма. Через 15 лет после его заложения, под наблюдением разных строителей, храм был окончен.

Ахтырская икона Божией Матери. Юг России, ок. 1850.
Храм представлял собой фигуру корабля – вид древнейших храмов. Великолепный пятиярусный иконостас с богатой резьбой и три престола под величественными вызлащенными балдахинами. Главный – во имя Покрова Богоматери, южный – в память положения честныя ризы Богоматери и в месте явления Ея чудотворного образа в гор. Ахтырке, северный – во имя праведных Захария и Елисаветы – ангела Благочестивой Императрицы, которая в своем повелении сама изволила наименовать себя храмоздатильницей нового Покровского храма.
Он был освящен 2-го июля 1768 года Порфирием (Крайским), епископом Белгородским. Тогда же сюда в храм была перенесена чудотворная икона Богоматери, в присутствии Ахтырского полка и при стечении многочисленного народа со всех окружных мест.

Гусевский женский монастырь Ахтырской Божией Матери
С этого времени храм время от времени обустраивался и благоукрашался пожертвованиями боголюбивых чтителей его святыни. На эти пожертвования было устроено:
1) каменная колокольня в три яруса, с колоннадой вокруг и с храмом в нижнем ярусе, в честь входа Богоматери в храм. Этот храм был освящен в 1784 году преосвященным Аггеем (Колосовским), епископом Белгородским. На колокольне часы с боем, а самый большой колокол — в 253 пуда;

Ахтырская икона Божией Матери. Центральная Россия, XIX в.
2) престол в главном алтаре обложен со всех сторон и сверху медными, вызолоченными досками, с серебряными священными изображениями чеканной работы по бокам; 3) весь главный иконостас покрыт серебряными ризами чеканной работы;
4) дарохранительница, красиво выполненая из серебра, со священными изображениями чеканной работы и изображениями на финифти – вся вызолоченная (3500 р. асс.); 5) плащаница, с изображениями предстоящих лиц, искусно шитая по малиновому бархату золотом и украшеная жемчугом и драгоценными камнями – дарами богомольцев (3000 р. сер.); 6) поставный крест из серебра, весь вызолочен и украшен топазами и финифтью (1300 р. асс.); 7) четыре лампады перед местными иконами главного иконостаса из серебра чеканной работы (4500 р. асс.).

В храме Ахтырской иконы Божией Матери в Гусёвском женском монастыре Ольховского района Волгоградской области
ЧУДО
Одним из чудесных событий, усиливших благочестивое усердие Императрицы к построению нового храма и способствовавших к украшению его разными благотворениями, было дивное событие с баронессой Фон-Вейдель и ее детьми. В 1748 году вдова Елизавета Богдановна, урожденная Пассек, искренне православная и набожная, по дороге в Петербург сильно занемогла в Ахтырке. Озабоченная участью юных детей своих, она усердно молилась в храме перед чудотворной иконой об исцелении ее болезни.
Во сне ей является Божия Матерь (это было 2-го мая) и объявляет, что через 5 дней она оставит эту жизнь, а посему должна готовиться к смерти и имение раздать нищим. Больная напомнила Божией Матери о детях (это были две маленькие девочки), которых она должна оставить в малолетстве и без пропитания. На это был следующий ответ: «о детях твоих не заботься, Я буду для них попечительницей». И повторено приказание – раздать имение, дабы совершались молитвы.

Икона «Ахтырская Божия Матерь». Cередина XIX века
Больная объявила о виденом своему духовнику и другим лицам, а через 5 дней действительно умерла. Вскоре после смерти матери обе малолетние ее дочери неожиданно были потребованы к высочайшему двору, воспитаны там и выданы впоследствии в замужество: одна за графа Чернышева, а другая за графа Панина. Эти две графини до самой смерти своей, сохраняя благоговейное воспоминание о чудесном устроении их судьбы, делали важные пожертвования для Покровского храма.
Графиня Анна Родионовна Чернышева построила вблизи Покровского храма каменный храм во имя Рождества Христова с жилыми по обеим сторонам комнатами, где она потом нередко проживала месяцами и хотела провести свои последние дни. В этом храме были три картины испанского живописца Мурилльо, приобретенные за весьма дорогую цену.

Богоматерь Ахтырская. Резная икона XIX века. Камень, резьба, масло, золочение. Пермская государст-
венная художественная галерея.
В Соборный Покровский храм графиня пожертвовала напрестольное евангелие (1759г.), обложенное серебряными досками — стоимостью 15000 р.асс., позолоченный серебряный потир с дискосом, бриллиантовое перо, изумруды и прочие драгоценности, которые по ее желанию возложили на ризу чудотворной иконы. Графиня Марья Родионовна Панина прислала в дар евангелие (1759г.), стоимостью 5000 руб.
А граф Панин пожертвовал позолоченный серебряный потир с дискосом и звездой. В 1768 году граф Сергей Борисович Шереметьев принес в дар храму небольшой золотой крест с мощами 13-ти святых, украшенный бриллиантами в небольшом киоте и копию с чудотворной иконы Ахтырской Божией Матери в серебряной позолоченной ризе с приделанными по краям к оной несколькими ковчежцами с частицами мощей разных святых.

Ахтырская (Страстная) икона Божией матери. Румыния, Синегорье, ок. 1900. Бронза, эмаль.
В 1865-1871 годах московским фабрикантом Д. Н. Орловым была отчеканена новая золотая риза и украшена бриллиантами московским ювелиром И. Д. Чечелевым. Новая риза чудотворной иконы была оценена в 30000 р.сер. По красоте, изяществу и тонкости отделки, ювелирному мастерству – эта риза представляла собой одно из лучших художественных произведений современного чеканного и ювелирного искусства.
Но всегда были и есть благотворители, которые приносили и приносят значительные пожертвования в пользу и на украшение храма, по христианской скромности и смирению – скрывающие свои имена. Священнослужители собора считают своим долгом поминать молитвенно эти дорогие имена в ежедневных службах и особенно по субботам, во время чтения акафиста перед чудотворным Ахтырским образом Божией Матери.

Ахтырская икона Божией Матери. Россия, начало XIX в.
ПРОПАЖА И ОБРЕТЕНИЕ
Чудотворная икона Ахтырской Богоматери находилась в Покровском соборе до 1844 года, затем ее передали в Ахтырский Свято-Троицкий монастырь.За годы ее нахождения в Ахтырке с нее было сделано 20 копий, одна из которых до сих пор находится в соборе.
В 1903 году (по другим данным: в 1905 г.) икона была отправлена в Петербург на реставрацию, однако по дороге бесследно исчезла. Забыли, что Богородица запретила исправлять икону!
Впоследствии неведомыми путями образ оказался в Харбине и был приобретён С.А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова, который неоднократно прикладывался к нему в Ахтырке, это была та самая чудотворная Ахтырская икона. В 1950 году сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где передал её Комитету Русской Православной молодёжи как благословение.


Ахтырская икона Божией Матери.Конец XIX в.
В 1975 году сведения о том, что утраченная Ахтырская икона находится в Сан-Франциско (США), достигли СССР. В 1995 году митрополит Харьковский Никодим (Руснак) привёз оттуда список с иконы и передал его в Ахтырский Покровский собор. В связи с этим событием на третий день после праздника Святой Троицы был возобновлён крестный ход со списком иконы на место Ахтырского (во имя Святой Троицы) монастыря.
Ход этот совершался с 1844 года в субботу Пятидесятницы, а обратно образ переносился в праздник Всех святых. В настоящее время Ахтырская святыня находится в ведении митрополита Илариона (Капрала), первоиерарха Русской Православной Церкви за границей. 15 июня 1999 года в Ахтырке прошли торжества по случаю 260-летия явления чудотворной Ахтырской иконы.

Икона Богоматери "Ахтырская" в серебряном окладе. Российская Империя, Москва, не позднее 1895г.
Известно, что с чудотворного образа были сделаны точные копии списков. Один из таких списков, прославившийся исцелениями и чудесами, находится в Ахтырском соборе г. Орла, построенном в благодарность за исцеление по молитве перед иконой орловского купца К.С. Пастухова. Чудо произошло в 1773 году вскоре после прославления иконы. Таким образом, это один из первых списков. Наиболее ценные списки сохранились в Покровском соборе города Ахтырка, в Харькове, в храме Архангела Михаила, в Ахтырском Свято-Троицком мужском монастыре.
Ахтырская икона Божией Матери, именуемая «Самарская», является главной святыней Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря, Милькова монастыря в Сербии. Она также почитается в храме Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате в Москве.

Икона Ахтырской Божией Матери. село Новоахтырка
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Посмотреть на чудо довелось и корреспонденту «КП». В Свято-Покровском кафедральном соборе в Ахтырке обе иконы - на видном месте и обвешаны золотом, которое в знак благодарности приносят прихожане. Пока я ждала священника, смогла как следует рассмотреть одну из них. Удивило, что за массивной блестящей рамкой вместо лица Богородицы - обычное дерево.
- А где же само изображение? - спросила я у работницы собора.
- Так она такая и есть, - ответила та, видимо, не поняв моего вопроса.

Каково же было мое удивление, когда, подойдя во второй раз к иконе уже со священником - протоиереем Евгением, я увидела: на тусклой деревяшке появились глаза, брови, нос и нежная улыбка Девы Марии!
- До сих пор это явление объяснить не может никто - видимо, Богородица показывает свое лицо только тем, кто молится. Таким образом она проявляется несколько раз на день, - улыбнулся священник. - А в том, что Богородица с непокрытой головой, нет ничего удивительного. На иконе она изображена еще отроковицей, то есть до рождения сына.