Categories:

ДРЕВНЕЙШИЙ ХРИСТИАНСКИЙ ХРАМ РОССИИ НАХОДИТСЯ В ДЕРБЕНТЕ

Российские ученые изучают скрытое в земле помещение в северо-западной части крепости Нарын-Кала в Дербенте, которое может оказаться древнейшим христианским храмом на территории современной России.

С целью разгадать тайну найденного помещения, специалисты Национального исследовательского технологического университета МИСиС вместе с сотрудниками Физического института имени П.Н. Лебедева РАН и Дагестанского госуниверситета просканировали его с помощью метода мюонной радиографии — современного способа изучения внутренней структуры веществ.

Теперь ученые обрабатывают полученные данные, хотя кое-что о помещении уже известно...





Крепость Нарын-Кала. Дербент. Дагестан


[Дальше...]


Оно представляет собой засыпанное 12-метровое пространство, скрытое под землей, над поверхностью которого виден лишь кусок полуразрушенного купола.

Постройка датируется примерно 300 годом по Рождеству Христову и до недавнего времени считалось, что изначально это было подземное водохранилище.

Однако последние исследования археологов позволили утверждать, что это может быть древнейший на территории современной России христианский храм, который засыпали арабы после захвата ими Дербента примерно в 700 году по Р.Х.

В частности, об этом позволяют судить крестообразное сечение здания, следы замурованных входов, расположение стен сооружения по сторонам света.







МНЕНИЕ ПРОФЕССОРА А.КУДРЯВЦЕВА

Многолетний исследователь Дербента профессор Александр Кудрявцев не сомневается в том, что на самом деле это сооружение является христианским храмом, построенным в период V-VII вв., а не подземным водохранилищем XVIII века. В пользу своей версии профессор приводит убедительные аргументы.

Согласно данным письменных источников, именно в этот период Дербент был одним из крупнейших христианских центров Восточного Кавказа, куда стремились албанские христианские религиозные деятели. Им ведь нужен был дом Бога.
для проведения молитв. В тот период точно такие же крестово-купольные храмы были широко распространены в Закавказье.






Профессор А.Кудрявцев






По версии А. Кудрявцева, после того как арабы утвердились в Дербенте, начиная с VIII века храм был заброшен и в конце концов в период XVII-начале XVIII вв. приспособлен для использования в качестве цистерны для хранения воды в крепости. В дальнейшем, в историческую литературу и в соответствующую документацию этот памятник так и вошел как «подземное водохранилище», относящееся к XVII-XVIII векам.

Археолог обращает внимание на крестообразную планировку, строгую ориентацию памятника по сторонам света и на его расположение в центре цитадели, в самой высокой ее точке. Не остается незамеченным и тот факт, что из 6 водохранилищ, известных сегодня в Дербенте, 5 имеют рациональную стандартную квадратную или прямоугольную форму (и все они подземные или полуподземные), а это почему-то крестообразное.











И нигде на Восточном Кавказе больше крестово-купольных водохранилищ нет. Это понятно: ведь при стандартной планировке цистерна вмещает намного больше воды, нежели крестообразная. Сооружение купола – самая трудоемкая работа. Для водохранилища купол не нужен, а для храма он обязателен. Крест является главным символом христианства. Разве могли мусульмане в XVII или XVIII веках построить крестово-купольное водохранилище, в основе архитектуры которого заложен главный идеологический символ другой веры?

Раскопки экспедиции А. Кудрявцева показали, что это сооружение не вырублено в скале. Скала находится на глубине 9 метров, и вокруг стен «водохранилища» культурные слои, только наверху насыпи из привезенного грунта. Все водоводы от цистерны обнаружены только в верхних слоях и относятся, предположительно, к XVIII-XIX вв.; может быть, захватывают конец XVII века. А внизу, у основания, нет ни одного водовода. А как же тогда брали воду? Несомненно, это сооружение не было водохранилищем, уверен профессор А. Кудрявцев.












Кроме того, раскопки показали, что на стенах объекта 3 слоя штукатурки. На двух поздних слоях при лабораторных анализах обнаруживаются бактерии, которые образуются в водной среде, а на самом раннем, красивом, розового цвета слое их нет. А зачем вообще нужна была цветная штукатурка в водохранилище?

Это означает, что изначально там не было воды, и перед тем, как заполнить его, стены поверх декоративного слоя были оштукатурены высококачественным раствором. А потому сооружение это не было построено как водохранилище.









СКАНИРОВАНИЕ

Метод сканирования, который применили специалисты для более подробного изучения помещения, уже доказал свою эффективность, так как с его помощью нашли секретную комнату в пирамиде Хеопса. Метод мюонной радиографии позволяет просвечивать крупные природные и промышленные объекты примерно так же, как это делает рентген.

Благодаря проведенному сканированию, специалисты надеются «увидеть» трехмерную картину помещения и виртуально восстановить его внешний облик.












По словам ведущего эксперта МИСиС, заведующей лабораторий Физического института имени П.Н. Лебедева, профессора Натальи Полухиной, серьезные споры археологов о том, что это за подземное сооружение на территории крепости Нарын-кала в Дербенте, идут уже давно.

«По своей структуре оно очень похоже на христианский храм (что совпадает с мнением профессора А.Кудрявцева), речь идет о возможной датировке 300-х годов нашей эры. Мы надеемся увидеть структуру этого здания и, может быть, что-то из окружающих его строений, с помощью нашего метода», ― приводит ее слова ТАСС.

Исследуемое 12-метровое помещение скрыто под землей почти полностью, над поверхностью виден только кусок полуразрушенного купола. После захвата Дербента арабами (примерно 700 год нашей эры) сооружение засыпали землей и впоследствии использовалось как хранилище для воды. При этом изучение древнего сооружения традиционными методами — при помощи проведения раскопок — представляется затруднительным.






Крепость Нарын-Кала на фоне г Дербента и Каспийского моря




«Во-первых, крепость Нарын-кала относится к объектам культурного наследия ЮНЕСКО, а во-вторых, непонятно, как поведут себя при освобождении от земли стены здания, так долго подвергавшиеся воздействию воды», — поясняет Наталья Полухина.

Поэтому ученые продолжают спорить о том, что именно представляло собой загадочное сооружение под древней крепостью. Ряд исследователей полагает, что оно изначально было построено как обычная емкость для воды.

«В этой же крепости есть еще как минимум одно подобное здание 10-метровой глубины, но оно представляет собой просто прямоугольную «коробку». Здесь же — крестообразная форма, замурованные входы, ориентация по сторонам света. Непонятно, зачем строить цистерну такой сложной формы? Но пока единого мнение о назначении здания не существует, есть две равные точки зрения. Мы не претендуем на определение исторического назначения этого здания, но, если подтвердится гипотеза о том, что это храм, я думаю, что это будет очень интересное открытие не только для христианского мира», — добавила Н. Полухина.








По ее словам, в России методика мюонной радиографии пока находится на стадии внедрения, и древнее сооружение в Дагестане выбрали для первого эксперимента как один из наиболее интересных объектов. В будущем же методика позволит не только помогать археологическим исследованиям, но и, возможно, предотвращать трагедии: «Эта методика может использоваться, например, для мониторинга шахт и рудников. Трагические случаи, как, например, на руднике Мирный (в августе 2017 года в результате прорыва воды из карьера произошло затопление шахты, восемь человек пропали без вести) происходят из-за образовавшихся под землей пустот, которые постепенно заполняются водой. Никаким другим способом просветить километровую толщу земли невозможно. Наш метод позволяет определить наличие этих пустот, и соответственно, предотвратить подобные трагедии в будущем».




Подземный крестово-купольный храм. Раскопки




Подземный крестово-купольный храм. Раскопки






ДРЕВНЯЯ ДОАРАБСКАЯ ЦИТАДЕЛЬ

Древняя доарабская цитадель, часть Дербентской крепости, соединенная с Каспийским морем двойными стенами, призванными перекрывать так называемые Каспийские ворота в Персидскую державу, Нарын-кала занимает вершину ближайшего к морю холма.

Дербентская крепость — это часть грандиозной оборонительной системы, защищавшей народы Закавказья и Передней Азии от нашествий кочевников с севера. Система включала в себя городские стены, цитадель, морские стены и Горную стену Даг-бары.





Подземный крестово-купольный храм (или цистерна)





Известную сегодня крепость выстроили в VI веке на Джалганском хребте по приказу персидского правителя Хосрова I Ануширвана из династии Сасанидов. С 735 года Дербент и Нарын-Кала стали военно-административным центром Арабского халифата в Дагестане, а также крупнейшим торговым портом и очагом распространения ислама на этой земле.

На территории Нарын-калы все еще идут археологические раскопки. Сегодня Нарын-кала входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО и является одной из важных достопримечательностей, на восстановление которой к 2000-летию Дербента выделяли средства (1,5 млрд рублей).

Внутри цитадели сохранились бани, система водоснабжения крепости из керамических труб, руины шахского дворца — большой входной портал и часть стен. Мнение о существовании здесь раннехристианского храма IV—V веков (древнейшего на территории России) различно. Одни специалисты считают крестово-купольное помещение водохранилищем; другие отмечают отсутствие внизу водовода и наземность (а не полуподземность или подземность) конструкции, считают форму постройки неудобной для водохранилища, которое в Дербенте обычно прямоугольной или квадратной основы, а также подмечают ориентацию сооружения по сторонам света.








ХРИСТИАНСТВО В ДАГЕСТАНЕ

История христианства в Дагестане насчитывает много веков. Христианская вера пришла в Дагестан раньше, чем к Киевской Руси, и прошло все ступени развития — от расцвета до полного падения, и возрождения, развития локальных центров христианских течений.

В древности на этих территориях существовала Кавказская Албанская церковь, основанная непосредственно учениками Христа. Там, где сегодня современный Азербайджан, христианство распространял сам апостол Варфоломей, один из двенадцати учеников Иисуса Христа.

В свою очередь ученик Варфоломея по имени Елисей, испросив в Иерусалиме у Иакова разрешение, направился в Южный Дагестан и прибыл в Дербент. Его проповедь в Дербенте проходила в 60—62 годы по Рождестве Христовом.








По мнению профессора А.А. Кудрявцева ярким показателем широкого распространения в Дагестане христианства являются два монументальных памятника, связанных с христианскими древностями города. Они свидетельствуют, что возможно Дербент был одним из крупнейших центров, где, вероятно, мог находиться патриарх Кавказской Албании. Но есть и другое мнение. Так М.И.Артамонова, считает, что несмотря на несомненное значение Дербента, как одного из важнейших центров по распространению христианства на Восточном и Северном Кавказе, престол патриарха вряд ли находился здесь.Он полагал, что в городе была епископальная кафедра, возникшая при Ваче II, а данные о существовании в Дербенте престола главы Албанской церкви, объяснял народной молвой, возникшей в связи с обоснованием здесь после 461 г. албанского царя Ваче II.

Однако при решении вопроса о нахождении в Дербенте резиденции главы христианской церкви Кавказской Албании надо учитывать, что письменные источники в связи с большими строительными работами, проводившимися в городе арабским полководцем Масламой в начале VIII в., сообщают, что он "не разрушил восточного патриаршего дворца, который ещё и до сих пор существует в нём".

В.В. Бартольд даже считал, что патриарх вернулся в Дербент после стабилизации положения при арабах. Распространение христианства в районе Дербента он относит ко временам сасанидского царя Йездигерда I (399-429 гг.) и византийского императора Феодосия (408-450 гг.).








В V—VII вв. грузинские христианские миссионеры распространяли православие в западных районах Дагестана. В этот период в Нагорном Дагестане строилось большое количество храмов и монастырей (наиболее известная, сохранившаяся до наших дней, церковь Датуна (кон. X — нач. XI в. постройки)).

В VII веке пришли арабы. Христианство на многие столетия было вычеркнуто из истории большинства народов Кавказа, сохранившись лишь в отдельных, и по большей части перестроенных в мечети и иные сооружения, памятниках.